Разнообразие направлений деятельности заведений здравоохранения, а также специфика деятельности медицинского персонала при выполнении работы по отдельным должностям обусловливает разный набор составляющих заработной платы того или иного медработника, в который кроме окладов входят надбавки, доплаты, повышения. В этой консультации мы проанализируем такие составляющие на предмет того, учитывать ли их при индексации доходов работников этой области.
Напомним, что согласно п. 2 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1078 (далее – Порядок № 1078) к объектам индексации относятся составляющие заработной платы, имеющие постоянный характер. Как вытекает из Определения Винницкого апелляционного административного суда от 03.06.15 г. № 824 и письма Минсоцполитики от 24.09.12 г. № 325/10/136-12, выплатами, имеющими постоянный характер, являются те, которые осуществляются из месяца в месяц, назначены без ограничения срока назначения и, что очень важно, размер которых, установленный в фиксированном абсолютном или процентном выражении (в расчете на месяц), ежемесячно не меняется. Именно по этому признаку следует определять перечень составляющих зарплаты медицинских работников, которые являются объектами индексации.
1. Должностные оклады, которые устанавливаются в заведениях здравоохранения по схемам тарифных разрядов, приведенным в п. 2.2 Условий оплати труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденных приказом Министерства труда и социальной политики Украины, Министерства здравоохранения Украины
От 05.10.05 г. № 308/519 (далее – Условия). Их еще называют схемные оклады. Месяц их увеличения в связи с принятием законодательных документов (как это было в сентябре текущего года согласно Постановлению КМУ от 16.09.15 г. № 731) является базовым. Однако формирование схемных окладов для отдельных категорий медицинского персонала имеет свою специфику, из-за которой схемный оклад может меняться независимо от желания или каких-либо действий со стороны работника, которому он присвоен при условии, что законодательного повышения зарплаты не было. Это может происходить, например, когда схемный оклад устанавливается руководителю заведения в зависимости от должностных окладов руководителей структурных подразделений – врачей (провизоров) с соблюдением требований п. 1.5 Условий. В этом случае, если зарплата вновь принятого руководителя структурного подразделения в той части, которая влияет на оклад руководителя заведения, будет больше или меньше зарплаты его предшественника, оклад руководителя может или увеличиться, или уменьшиться. Опять же таки, учитывая, что оклад – это постоянная составляющая, месяц его увеличения будет базовым, а месяц уменьшения не изменит определенного ранее базового месяца. А вот если после уменьшения возникнут основания для увеличения оклада руководителя заведения (новый руководитель структурного подразделения будет иметь более высокую категорию и т. п.), месяц, в котором это произойдет, будет считаться базовым.
Аналогичная ситуация может возникнуть в связи с тем, что согласно п. 2.2 Условий заработная плата заместителя руководителя заведения, то есть главного врача, установлена, например, на 15 % ниже должностного оклада руководителя. Тогда в ситуации, когда на должность руководителя примут врача без высшей категории, которую имел его предшественник, зарплата заместителя снизится, но базовый месяц не изменится. Однако, если главный врач, как вариант, через несколько месяцев пройдет аттестацию и получит высшую категорию, вследствие чего оклад заместителя повысится, месяц повышения станет базовым.
2. Повышение окладов. Оклады медработников повышаются по разным основаниям. В подавляющем большинстве повышения устанавливаются на постоянной основе, поэтому месяц их назначения является базовым. В частности, к таким составляющим зарплаты относятся повышения окладов руководителей заведений здравоохранения за наличие квалификационной категории на условиях и в размерах, определенных пп. 2.4.1 Условий.
К постоянным составляющим относятся также повышения, процент которых устанавливается в зависимости от объема работы (штатной численности подчиненных), повышения должностных окладов руководителей структурных подразделений заведения здравоохранения, предусмотренные пп. 2.2.3 Условий. Аналогичные повышения окладов предусмотрены для руководителей заведений здравоохранения и их структурных подразделений из числа специалистов с базовым и неполным высшим медицинским образованием (пп. 2.2.9 Условий).
Отдельными нормами пп. 2.2.3 (последние два абзаца) Условий определены размеры окладов председателей медико-социальных экспертных комиссий, лечебно-летных и врачебно-консультационных комиссий и окладов врачей других специальностей, а пп. 2.2.10 – размеры повышения за старшинство для медицинских сестер, фельдшеров и среднего медперсонала других специальностей. Все они являются постоянными составляющими, поскольку устанавливаются на неопределенный срок в фиксированном (в процентах) размере.
Постоянный характер имеют также повышения:
3. Доплаты за ученую степень и прочие доплаты, предусмотренные п. 3.4 Условий, кроме тех, которые выплачиваются по расценкам в зависимости от объема выполненной работы (пп. 3.4.2 и 3.4.3 Условий).
4. Доплаты за совмещение профессий (должностей) и расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, установленные на постоянной основе. К постоянным составляющим в этом случае нужно относить только сами доплаты за выполнение дополнительной работы, которые увеличиваются вместе с увеличением должностных окладов по основной должности, но не могут считаться увеличением зарплаты за выполнение основной работы. Обратите внимание: согласно п. 5 Порядка № 1078 месяц установления таких доплат (повышается общий доход работника без изменения тарифной ставки) не является базовым. Это полностью обосновано, ведь назначение доплат при выполнении дополнительной работы нельзя считать увеличением зарплаты. В этом случае работник выполняет только дополнительный объем работ, поэтому его общий доход увеличивается.
К сожалению, рекомендаций относительно индексации таких доплат в следующих месяцах, когда их размер может увеличиться с увеличением оклада по основной должности, Порядок № 1078 не содержит. Как в самом Порядке № 1078 (п. 4), так и в Письме Минсоцполитики от 27.12.12 г. № 518/10/136-12, присутствуют указания относительно регулирования суммы выплаченной индексации только для случая, когда отработано неполное рабочее время, и ничего не говорится о ситуациях, когда при выполнении обязанностей по основному месту работы работник дополнительно занимается другой работой.
Но выход из этой ситуации есть. В сущности, выполнение наряду с обязанностями по основной должности еще и дополнительной работы является ни чем иным, как работой по внутреннему совместительству (исключительно с точки зрения дополнительного объема работы, а не с точки зрения ее выполнения после окончания основной). Поэтому целесообразно воспользоваться п. 7 Порядка № 1078, в котором речь идет об отдельном порядке проведения индексации доходов по совместительству, не связанным с индексацией доходов по основному месту работы. Это означает, что в месяце установления доплат за совмещение профессий (должностей) или расширения зоны обслуживания либо увеличения объема работ работник относительно такой дополнительной работы является вновь принятым, следовательно, базовым месяцем для проведения индексации таких доходов является месяц, предшествующий месяцу начала выполнения этой работы.
Впрочем, при этом не следует забывать, что в течение месяца общая сумма дохода, подлежащая индексации, не должна превышать прожиточный минимум (далее – ПМ), установленный на этот месяц. Поэтому реальная возможность проиндексировать сугубо доплаты может появиться, когда по тем или иным обстоятельствам проиндексированный доход по основной должности не достигнет уровня ПМ. При таких же условиях постоянной выплатой считается и оплата работы по совместительству.
5. Надбавки, имеющие постоянный характер. К ним можно отнести следующие надбавки:
Отнесение тех или иных выплат к перечню выплат, которые не являются объектами индексации, обусловлено тем, что их размер из месяца в месяц может меняться в зависимости от разных факторов (недостаточность финансовых ресурсов, изменение объема работ, количества отработанных часов). Такое непостоянство приводит к тому, что месяц увеличения размера выплат по указанным факторам в отдельные месяцы нельзя считать базовым, а следовательно, и нельзя учитывать такие увеличения при исчислении фиксированной суммы индексации. Приведем перечень таких выплат.
1. Премии. Они не имеют постоянного характера, поскольку зависят от финансовых возможностей заведения. При этом средства на выплату премий выделяются по остаточному принципу, поэтому такие выплаты не могут быть объектом индексации.
2. Выплаты по почасовым ставкам, предусмотренным п. 2.3 Условий, для врачей-консультантов за проведение консультаций не по месту работы. Обратите внимание: согласно указанному пункту ставки почасовой оплаты определяются в процентах к базовой тарифной ставке работника 1-го тарифного разряда, поэтому понятно, что размер этих выплат с 01.09.15 г. повысится в связи с повышением базового показателя с 852 до 1 012 грн. Однако общая сумма выплат за проведение консультаций может ежемесячно меняться в зависимости от объема этой работы, который определяется необходимостью консультаций в других медицинских заведениях. По аналогичным причинам нельзя отнести к объектам индексации и оплату дней дежурства, других предусмотренных Условиями случаев применения почасовой и сдельной системы оплаты труда медперсонала.
3. Повышение окладов, не имеющих постоянного характера, а именно:
4. Доплаты, не имеющие постоянного характера. К ним можно отнести доплаты:
5. Надбавки, не имеющие постоянного характера, а именно:
Последние три вида надбавок на сегодня нельзя считать постоянными составляющими, поскольку Постановлением КМУ от 25.03.14 г. № 95 «Некоторые вопросы оплаты труда работников заведений здравоохранения» они не отнесены к обязательным выплатам и потому должны выплачиваться при наличии средств после проведения обязательных выплат из заработной платы. Это предусматривает возможность изменения процента этих надбавок из месяца в месяц, а следовательно, и невозможность включить их в объекты индексации.
С началом реформирования системы здравоохранения в 2013 году медицинских работников переводили в созданные центры первичной медико-санитарной помощи. При этом, как свидетельствует практика, заработная плата переведенных работников по большинству должностей не увеличилась. Там, где увеличение состоялось, оно, как правило, не превышало суммы фиксированной и текущей индексации. Это означает, что, например, при переводе медработника в центр в сентябре 2013 года и при базовом месяце на предыдущем месте работы – январе 2015 года базовый месяц должен был остаться таким же и на новом месте работы (п. 102 Порядка № 1078).
Аналогичная ситуация сложилась и при переводе медработников в созданные центры экстренной медпомощи.