Закупаем природный газ: определение предмета закупки
24.12.2015 358 0 0
Предмет закупки товаров и услуг заказчики определяют, руководствуясь п. 20 и 27 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197, на основе Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденного приказом Госпотребполитики от 11.10.10 г. № 457, по показателю пятого знака (классификационная группировка «категория») с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги (п. 2.1 Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономики от 26.07.10 г. № 921, далее – Порядок № 921).
С 01.01.16 г. начнут действовать некоторые из изменений, внесенных приказом Минэкономразвития от 19.11.15 г. № 1474 (далее – Приказ № 1474) в Порядок № 921, а именно относительно определения предмета закупки товаров и услуг на основе Национального классификатора Украины «Единый закупочный словарь» (CPV:2002, IDT) ДК 021:2007, утвержденного приказом Госпотребполитики от 04.04.07 г. № 76, по показателю пятого знака (классификационная группировка «категория») с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги.
Единый закупочный словарь гармонизирован с европейским закупочным словарем Common Procurement Vocabulary (CPV). В его состав входят основной и дополнительный словари, которые являются аутентичным переводом CPV, а также он содержит таблицу соответствия между Единым закупочным словарем и УКТВЭД.
Основной словарь ЕЗС устанавливает коды и названия продукции и услуг, которые могут быть предметом закупок. Дополнительный словарь ЕЗС устанавливает коды и описания назначения или дополнительных характеристик продукции и услуг, которые уточняют предмет закупки.
Коды предмета закупки в основном словаре состоят из восьми цифр и их структура соответствует следующей схеме:
- первые 2 цифры (XX) определяют раздел (XX000000-Y);
- первые 3 цифры (XXX) определяют группу (XXX00000-Y);
- первые 4 цифры (XXXX) определяют класс (XXXX0000-Y);
- первые 5 цифр (XXXXX) определяют категорию (XXXXX000-Y).
- последние три цифры кода (6,7,8) дают большую степень детализации в пределах каждой категории. Чтобы установить одинаковую разрядность цифрового кода, на каждом уровне код дополнен нулями до восьми разрядов;
- девятая цифра (Y) является контрольным числом.
Если предметом закупки является природный газ, то в Едином словаре выбираем позицию:
Код
|
Название
|
|
11200000-2
|
Газ природный
|
Natural gas
|
Если предметом закупки являются услуги по по распределению природного газа, то в Едином словаре выбираем:
Код
|
Название
|
|
65200000-5
|
Услуги по распределению газа и связанные услуги |
Gas distribution and related services |
65210000-8 |
Распределение газа |
Gas distribution |
Следует обратить внимание заказчиков, что в текущем году в случае необходимости закупки товаров и услуг (кроме услуг по текущему ремонту) они определяют предмет закупки по ДК 016:2010 и указывают такую информацию в годовом плане. Однако если есть основания считать, что объявление о проведении такой процедуры закупки будет обнародовано после 1 января 2016 года, то заказчику стоит внести изменения в годовой план в целях приведения цифрового кода предмета закупки в соответствие с Единым закупочным словарем.
Закупку природного газа у поставщика заказчик осуществляет как закупку товара, а закупку распределения природного газа у оператора газораспределительной системы – как услуги.
При этом заметим, что в п. 6 Обоснования применения переговорной процедуры закупки заказчик обязательно должен указать перечень документов, подтверждающих наличие условий применения переговорной процедуры закупки. Одним из таких документов должна быть соответствующая лицензия, выданная оператору газораспределительной системы, поскольку деятельность по распределению природного газа газораспределительной системой в пользу заказчика осуществляется исключительно на основании лицензии.
Обращаем внимание: п. 6 Заключительных и Переходных положений Закона № 329 предусмотрено, что осуществление деятельности по поставке и распределению природного газа осуществляется на основании действующих лицензий, которые были выданы до дня вступления в силу данного Закона, в течение трех месяцев после утверждения лицензионных условий на осуществление соответствующего вида хозяйственной деятельности согласно положениям данного Закона. По состоянию на 16.12.15 г. НКРЭКУ не утвердила новых лицензионных условий поставки природного газа.
Как видим на схеме, несмотря на то что рынок природного газа в настоящее время конкурентен, у заказчика может возникнуть ситуация, когда он применит переговорную процедуру закупки.
Ситуация 1
Новые лицензии на поставку природного газа будут иметь только предприятия НАК «Нафтогаз Украины».
В таком случае, поскольку такие предприятия, как потенциальные участники конкурсных торгов, будут связаны между собой через третье лицо (НАК «Нафтогаз Украины»), заказчик обязан будет им отказать в участии в торгах на основании п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197 и отклонить их предложения на основании п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона № 1197 в связи с наличием оснований, указанных в ст. 17 данного Закона.
Как следствие, конкурсные торги не смогут состояться. Таким образом, следует констатировать отсутствие конкуренции по техническим причинам. А следовательно, для закупки природного газа в данной ситуации заказчик сможет применить переговорную процедуру закупки одним из этих предприятий (основание – п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона № 1197).
Ситуация 2
Заказчик проводит конкурсные торги для закупки природного газа. На торги не приходят участники или же приходит один.
Заказчик отменяет торги. Такая же ситуация (отсутствие достаточного количества участников) повторяется у заказчика во второй раз. Заказчик опять отменяет процедуру закупки. Далее заказчик может применить переговорную процедуру закупки на основании п. 4 ч. 2 ст. 39 Закона № 1197, как отмечено на схеме выше.
Комментарии к материалу