Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Обязательный отказ в участии в торгах

Обязательные основания отказа в участии в торгах предусмотрены ч. 1 ст. 17 Закона № 1197.

Для сравнения приведем действующие на сегодняшний день и предыдущие требования, которые должен был установить заказчик в конкурсной документации, а также формы документального подтверждения участниками отсутствия оснований для отказа, которые заказчик должен был предусмотреть в конкурсной документации (см. табл. 1).

Таблица 1

Основания для отказа

Способ документального подтверждения
(возможные варианты)

1

2

Заказчик имеет неопровержимые доказательства того, что участник или участник предварительной квалификации предлагает, дает или соглашается дать прямо или опосредствованно любому должностному лицу заказчика, иного государственного органа вознаграждение в любой форме (предложение относительно найма на работу, ценную вещь, услугу и т. п.) в целях повлиять на принятие решения по определению победителя процедуры закупки или применению заказчиком определенной процедуры закупки (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197)

Справка от участника за подписью уполномоченного лица участника (руководителя, исполняющего обязанности руководителя в случае его отсутствия) в произвольной форме о выполнении требований п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197

Сведения о юридическом лице, которое является участником или участником предварительной квалификации, внесены в Единый государственный реестр лиц, которые совершили коррупционные правонарушения (далее – Реестр), или указанное юридическое лицо не имеет антикоррупционной программы либо уполномоченного по антикоррупционной программе юридического лица в случае, если они обязательны в соответствии с законом (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197).

С 30.09.15 г. основание не изменилось. При этом с момента начала функционирования Реестра п. 11 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197 будет изложен в следующей редакции:

«п. 11. Сведения о юридическом лице, которое является участником или участником предварительной квалификации, внесены в Единый государственный реестр лиц, которые совершили коррупционные или связанные
с коррупцией правонарушения»

1. Справка от участника в произвольной форме о том, что участник не внесен в Реестр, о том, что участник имеет антикоррупционную программу и уполномоченного по антикоррупционной программе юрлица в случае, если они обязательны в соответствии с законом.

2. Справка, заполненная по форме, определенной заказчиком.

3. Надлежащим образом заверенные копии антикоррупционной программы, документа о назначении уполномоченного по антикоррупционной программе юридического лица.

Формирует и ведет Реестр Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (далее – Нацагентство).

Однако на сегодняшний день Реестр еще не действует, а Нацагентство пока еще неправомочно, поскольку не назначено более половины общего его количественного состава.

Заметим, что случаи, когда антикоррупционная программа утверждается руководителями организации в обязательном порядке, предусмотрены
ч. 2 ст. 62 Закона от 14.10.14 г. № 1700-VII «О предотвращении коррупции» (далее – Закон № 1700). Так, в редакции Закона до 30.09.15 г. это касалось:

1) государственных, коммунальных предприятий, хозяйственных обществ (в которых государственная или коммунальная доля превышает 50 %), где среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает 50 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период превышает 70 млн грн.;

2) юридических лиц, которые являются участниками предварительной квалификации, участниками процедуры закупки в соответствии с Законом № 1197, если стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 1 млн грн., а работ – 5 млн грн.

У юрлиц указанных категорий для реализации антикоррупционной программы назначается лицо, ответственное за ее реализацию, – уполномоченный по антикоррупционной программе юрлица, правовой статус которого определяется Законом № 1700.

Следовательно, если заказчик проводит такие процедуры закупок, как открытые, двухступенчатые торги, предварительную квалификацию участников (на втором этапе), то он должен обязательно указать в документации конкурсных торгов новое антикоррупционное требование, предусмотренное ст. 17 Закона № 1197. При этом в документации следует предусмотреть, какой именно документ должен подать участник, чтобы подтвердить отсутствие оснований для отказа ему в участии в процедуре закупки.

Напомним, что Минэкономразвития на официальном сайте обнародовало разъяснение относительно вступления в силу изменений
в Закон № 1700 (письмо от 25.05.15 г. № 3302-05/16476-07). В данном разъяснении Уполномоченный орган обратил внимание на отдельные моменты применения заказчиком антикоррупционных изменений во время торгов.

С 30.09.15 г. указанные документы составляются в произвольной форме
и подаются от всех участников, а победитель предоставляет повторное подтверждение способом, установленным в документации, например:

– справка, заполненная по форме, определенной заказчиком;

– надлежащим образом заверенные копии антикоррупционной программы, документа о назначении уполномоченного по антикоррупционной программе юридического лица.

Заметим, что согласно Закону № 679 изложен в новой редакции п. 2 ч. 2 ст. 62 Закона № 1700. Поэтому с учетом изменений антикоррупционная программа должна быть у участников, если стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг), работ равна или превышает 20 млн грн.

Служебное (должностное) лицо участника или участника предварительной квалификации, которое уполномочено участником или участником предварительной квалификации представлять его интересы во время проведения процедуры закупки, физлицо, которое является участником или участником предварительной квалификации, было привлечено по закону к ответственности за совершение в сфере госзакупок коррупционного правонарушения

(п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197)

1. Справка в произвольной форме от участника о том, что служебное (должностное) лицо участника или участника предварительной квалификации, которое уполномочено участником или участником предварительной квалификации представлять его интересы во время проведения процедуры закупки, физлицо, которое является участником или участником предварительной квалификации, не было привлечено по закону к ответственности за совершение в сфере госзакупок коррупционного правонарушения.

2. Оригинал или нотариально заверенная копия письменного документа из Реестра о том, что служебное (должностное) лицо участника, которое уполномочено участником представлять его интересы во время проведения процедуры закупки, физлицо, которое является участником, не было привлечено по закону к ответственности за совершение в сфере госзакупок коррупционного правонарушения, не более месячной давности относительно даты раскрытия предложения конкурсных торгов.

Согласно приказу Минюста от 11.01.12 г. № 39/5 «Об утверждении Положения о Едином государственном реестре лиц, совершивших коррупционные правонарушения» функции держателя Реестра возложены на Департамент антикоррупционного законодательства и законодательства о правосудии Минюста.

При этом сведения из Реестра предоставляются в виде извлечения из Реестра и информационной справки.

Указанные документы выдаются главными территориальными управлениями юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе (которые вносят или удаляют сведения о лице, привлеченном к дисциплинарной ответственности за коррупционное правонарушение).

С 30.09.15 г. составление упомянутых выше документов не требуется. Информация содержится в Реестре

Субъект хозяйствования (участник или участник предварительной квалификации) в течение последних трех лет привлекался к ответственности за нарушение, предусмотренное п. 4 ч. 2 ст. 6, п. 1 ст. 50 Закона № 2210, в виде совершения антиконкурентных согласованных действий, касающихся искажения результатов торгов (тендеров)

(п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197)

1. Информационная справка (в произвольной форме) о том, что субъект хозяйствования (участник) не привлекался к ответственности за указанные нарушения.

2. Аналогичная справка, заполненная по форме, определенной заказчиком.

Антиконкурентными согласованными действиями признаются согласованные действия, которые касаются искажения результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров (п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона № 2210).

Законом № 2210 предусмотрено, что по результатам рассмотрения дел
о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции органы Антимонопольного комитета (АМК) принимают решение.

Следовательно, заказчик может требовать от участника предоставить справку о том, что участник в течение последних трех лет не привлекался к ответственности по принятым АМК решениям о совершении таким участником антиконкурентных согласованных действий, касающихся искажения результатов торгов (тендеров).

Следует отметить, что в Законе № 1197 не предусмотрено, какой именно документ должен требовать заказчик от участников, чтобы убедиться
в отсутствии обстоятельств, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 17 данного Закона.

Напомним, что на сайте Минэкономразвития по данному вопросу размещено разъяснение (письмо от 20.10.14 г. № 3302-05/36411-03) по адресу: Деятельность/Разъяснения по применению законодательства в сфере государственных закупок.

Заказчик может также самостоятельно проанализировать информацию, указанную на сайте АМК (в рубрике «Деятельность в сфере государственных закупок»), и убедиться в том, не предоставляет ли участник недостоверной информации относительно его отсутствия в Сводных сведениях о решении органов АМК о признании совершения субъектами хозяйствования нарушений законодательства о защите экономической конкуренции в виде антиконкурентных согласованных действий, касающихся искажения результатов торгов (тендеров), а также о возможном последующем судебном разбирательстве этих решений, их проверке, пересмотре органами АМК.

Согласно нормам Закона № 1197 с 30.09.15 г. документальное подтверждение отсутствия указанного основания устанавливается для всех участников в свободной форме. При этом от победителя повторно не требуется

Физическое лицо, которое является участником или участником предварительной квалификации, было осуждено за преступление, совершенное из корыстных побуждений, судимость с которого не снята или не погашена
в установленном законом порядке

(п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197)

1. Справка в произвольной форме.

2. Оригинал или нотариально заверенная копия документа, выданного уполномоченным органом МВД о том, что физлицо, являющееся участником, не было осуждено за преступление, совершенное из корыстных побуждений, судимость с которого не снята или не погашена в установленном законом порядке (для физлиц), не более месячной давности относительно даты раскрытия предложения конкурсных торгов.

Обращаем внимание, что информацию о судимости (несудимости) по личным обращениям граждан предоставляют территориальные Управления (отделы) оперативной информации МВД по месту последнего постоянного жительства этих граждан с учетом требований ст. 5, 89, 108 Уголовного кодекса (далее – УК). Справка предоставляется на бланке установленного образца за подписью руководителя соответствующего МВД и удостоверяется печатью подразделения с ее обязательной регистрацией.

С 30.09.15 г. документальное подтверждение отсутствия указанного основания устанавливается для всех участников в свободной форме. Для победителя устанавливается способ подтверждения (например, в форме справки от МВД)

Служебное (должностное) лицо участника или участника предварительной квалификации, которое уполномочено участником или участником предварительной квалификации представлять его интересы во время проведения процедуры закупки, было осуждено за преступление, совершенное из корыстных побуждений, судимость
с которого не снята или не погашена
в установленном законом порядке

(п. 5 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197)

1. Справка в произвольной форме.

2. Оригинал или нотариально заверенная копия документа, выданного уполномоченным органом МВД о том, что служебное (должностное) лицо участника, которого уполномочено участником представлять его интересы во время проведения процедуры закупки, не было осуждено за преступление, совершенное из корыстных побуждений, судимость
с которого не снята или не погашена в установленном законом порядке (для юрлиц), не более месячной давности относительно даты раскрытия предложения конкурсных торгов.

Информацию о судимости (несудимости) предоставляют территориальные Управления (отделы) оперативной информации МВД по месту последнего постоянного жительства этих граждан с учетом требований
ст. 5, 89, 108 УК.

С 30.09.15 г. документальное подтверждение отсутствия указанного основания устанавливается для всех участников в свободной форме. Для победителя устанавливается способ подтверждения (например, в форме справки от МВД)

Предложение конкурсных торгов (квалификационное, ценовое предложение) подано участником процедуры закупки, который является связанным лицом с другими участниками процедуры закупки и/или с членом (членами) комитета по конкурсным торгам заказчика

(п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197).

С 30.09.15 г. основание не изменилось (но не устанавливается согласно п. 2
ч. 2 ст. 22 Закона № 1197)

1. Информационная справка (в произвольной форме) о том, что предложение конкурсных торгов подано участником процедуры закупки, который не является связанным лицом с другими участниками процедуры закупки и/или с членом (членами) комитета по конкурсным торгам заказчика.

2. Учредительные документы участника (устав, положение и т. п.).

3. Паспорт участника (для физических лиц).

4. Извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц
и физических лиц – предпринимателей (далее – ЕГР).

5. Приказы о назначении руководства.

6. Иной способ с учетом принципа недискриминации участников.

Напомним, что понятие связанности лиц предусмотрено п. 19 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197. При этом акцентируем внимание на том, что заказчик должен проверить не только отсутствие факта связанности участников между собой, но и отсутствие такой связанности между участником и членом (членами) своего конкурсного комитета.

Например, если предложение подаст участник, 25 % уставного капитала которого согласно уставу находится во владении одного из членов конкурсного комитета, то заказчик отказывает такому участнику в участии
в торгах. При этом может возникнуть следующая ситуация:

– во-первых, ценовое предложение именно указанного участника будет самым низким и, вероятно, самым выгодным, самым эффективным;

– во-вторых, на торги поданы предложения двумя участниками и отклонение предложения такого «связанного» участника приведет к отмене торгов и необеспечению потребности заказчика как можно быстрее

 

Есть ли законный путь выхода из такой ситуации?

Думаем, что да. Поскольку указанная норма предусмотрена законодательством во избежание влияния членом (членами) конкурсного комитета на результаты принятия комитетом решения относительно торгов, то выходом из такой ситуации может быть внесение изменений в состав комитета по конкурсным торгам. А именно: вывести из состава комитета того члена (членов), которые могут иметь признаки связанности с участником, перенести рассмотрение предложений на следующее заседание комитета, проводить рассмотрение, анализ предложений новым составом комитета, чтобы иметь возможность результативно завершить торги и обеспечить потребность заказчика.

С 30.19.15 г. не требуется представление указанных документов. При этом заказчик может предусмотреть представление таких документов в других условиях документации

Участник или участник предварительной квалификации признан в установленном законом порядке банкротом
и в отношении его открыта ликвидационная процедура

(п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197)

1. Справка в произвольной форме.

2. Оригинал или нотариально заверенная копия письменного документа из Единого реестра предприятий, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве (далее – Реестр банкротов), или информационная справка с официального веб-сайта Минюста с QR-кодом (двухмерным матричным штрихкодом), заверенная подписью и печатью участника, из Реестра банкротов не более месячной давности относительно даты раскрытия предложения конкурсных торгов.

Так, 15 мая этого года вступил в силу приказ Минюста от 27.03.15 г. № 441/5,
которым утверждены изменения в Положение о Едином реестре предприятий, в отношении которых возбуждено производство по делу о банк-
ротстве. Напомним, что это Положение утверждено приказом Минюста
от 15.09.11 г. № 3018/5.

С 30.09.15 г. не требуется. Информация содержится в Реестре банкротов

До 30.09.15 г. не было такого основания, как отсутствие в ЕГР информации, предусмотренной ч. 2 ст. 17 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц
и физических лиц – предпринимателей», о конечном бенефициарном собственнике (контролере) юридического лица – резидента Украины, которое является участником (участником предварительной квалификации)

(п. 8 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197)

С 30.09.15 г. способ документального подтверждения не устанавлива-
ется.

В соответствии с п. 1 разд. II «Заключительные и переходные положения» Закона № 679 вступает в силу с момента начала функционирования
Реестра. Заказчик сам проверяет данные в Реестре

Юрлицо, которое является участником или участником предварительной квалификации, не имеет антикоррупционной программы или уполномоченного по реализации антикоррупционной программы, если стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг) или работ равна или превышает 20 млн грн.
До 30.09.15 г. указанного основания не было

(п. 9 ч. 1 ст. 17 Закона № 1197)

С 30.09.15 г. документальное подтверждение отсутствия указанного основания устанавливается для всех участников в свободной форме, для победителя – не устанавливается и повторно не требуется

 

 

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы