Электронные закупки – шаг к евроинтеграции
28.08.2015 671 0 0
Общеевропейская практика
В мировой практике одним из элементов организации действенной рыночной экономики, ее развития является создание систем электронных закупок. Поэтому электронные торговые площадки распро-странены в мире.
Следует отметить, что в Европейском Союзе порядок осуществления государственных закупок в форме электронного аукциона регламентируется Директивой от 31.03.04 г. № 2004/17/ЄС (http://www.europeanlawgroup.com.ua/storage/npa/zakyp/ES/17.pdf).
При этом в практике Европейского Союза можно выделить несколько форм электронных закупок, закрепленных на законодательном уровне Европейского Содружества или же отдельных стран – членов Содружества, а также добровольно применяемые участниками закупочного процесса. Среди них такие формы электронных закупок, как электронная рыночная площадка, электронный каталог, электронный аукцион.
При этом до середины 2016 года все страны Европейского Союза должны перейти на обязательное осуществление государственных закупок в форме электронных торгов. Ведь проведение закупок через электронные торговые площадки имеет определенные плюсы как для заказчиков торгов (для государства) и для поставщиков (бизнеса), так и для общественности, а именно:
- открытость и прозрачность закупок, доступ к информации;
- борьба с коррупцией;
- снижение затрат и бюджетных расходов;
- повышение конкуренции.
Заметим, что электронные торги внедрены также в Грузии, Южной Корее, Казахстане, Беларуси, России.
Из истории вопроса в Украине
В Украине в 2012 году на законодательном уровне было закреплено внедрение процедуры электронного реверсивного аукциона (далее – ЭРА), применение которого должно было стать обязательным с 1 января 2013 года. Законодатель предусматривал осуществление государственных закупок на электронных площадках в сети Интернет в режиме реального времени. Такие закупки должны были проводиться с использованием электронного документооборота и электронной цифровой подписи. Однако для реализации механизма ЭРА не было принято необходимых нормативно-правовых актов.
Закупочное законодательство в Украине постоянно изменяется и совершенствуется. Вместе с тем, реформирование системы закупок в Украине направлено на как можно скорейшее внедрение электронных торгов, электронного документооборота, обеспечение беспрепятственного доступа общественности к информации о госзакупках и использовании государственных средств. Без сомнения, переход к прозрачной системе электронных государственных закупок в Украине является основным акцентом реформ.
Так, в настоящее время согласно действующему Закону от 10.04.14 г. № 1197-VII «Об осуществлении государственных закупок» (далее – Закон № 1197) заказчик имеет право осуществлять процедуры закупки, предусмотренные им, с использованием электронных средств.
Согласно определению, приведенному в п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197, электронные средства – это электронное оборудование и программное обеспечение для создания, обработки, передачи и хране-ния данных и электронных документов.
В случае использования электронных средств в целях подачи предложений конкурсных торгов, квалификационных и ценовых предложений и осуществления их оценки документы и данные должны создаваться и подаваться с учетом требований Законов от 22.05.03 г. № 851-ІV «Об электронных документах и электронном документообороте» (далее – Закон № 851) и № 852-IV «Об электронной цифровой подписи» (ч. 2 ст. 12 Закона № 1197).
В то же время в соответствии с изменениями, внесенными Законом от 15.04.14 г. № 1206-VII в Закон № 851, с 06.11.14 г. электронная подпись не является обязательным реквизитом электронного доку-мента.
Как предусмотрено Законом № 1197, электронные средства, которые используются заказчиком при осуществлении процедур закупок, должны быть общедоступными и гарантировать недискриминацию и равный доступ к информации всем участникам процедур закупок. А особенности применения электронных средств при осуществлении процедур закупок определяются КМУ.
Заметим, что в настоящее время в Украине нормативно-правовая база для осуществления процедур закупок с использованием электронных средств только нарабатывается.
Так, во исполнение требований Закона № 1197 Минэкономразвития был разработан проект постановления КМУ «Об утверждении Особенностей применения электронных средств во время осуществления закупки», который в сентябре 2014 года был обнародован на официальном сайте этого министерства. Данный документ весьма актуален, поскольку позволит внедрять электронные госзакупки. Однако до сих пор он не принят.
Разработка и внедрение пилотных проектов
Электронная системы «ProZorro»
На сегодняшний день в Украине по инициативе общественных организаций, коммерческих площадок, государственных органов и предпринимателей осуществляется разработка и внедрение электронной системы государственных закупок полного цикла. Такая система получила название «ProZorro». Сейчас действует пилотный проект по внедрению электронных торгов на так называ-емых допороговых торгах, то есть относительно закупок, которые по стоимостным пределам не подпадают под действие Закона № 1197.
12.02.15 г. команда пилотного проекта презентовала результат своей работы по внедрению указанной системы электронных государственных закупок. Целью системы является, как утверждают разработ-чики, обеспечение прозрачности процесса государственных закупок и повышение доверия со стороны бизнеса, а также борьба с коррупцией.
Следует отметить, что закупки через систему «ProZorro» провели уже Государственное управление делами, Министерство юстиции, Министерство обороны, а также другие государственные органы и компании.
В настоящее время система «ProZorro» формально принадлежит международной организации Transparency International. При этом согласно информации на сайте проекта (www.prozorro.org) три электронных торговых площадки готовы предоставлять услуги по доступу к системе, а именно: Prom.ua, SmartTender.biz и Е-tender.biz. Завершается подготовка к подключению еще трех площадок: NetCast, БМС Консалтинг и Newtend.
Как отмечено на сайте «ProZorro», проект является открытым. Поэтому к нему могут присоединяться новые электронные площадки с необходимым функционалом.
После завершения пилотного этапа система «ProZorro» бесплатно передается на администрирование государству. А после внесения соответствующих изменений в законодательство, доработки средств коммуникации и защиты информации (концептуально – до конца июня этого года), подготовки соответствующей государственной инфраструктуры система должна быть распространена на всю сферу государственных закупок в Украине (ориентировочно – с начала 2016 года).
Платформа торгового модуля государственного веб-портала
Государственным предприятием «Внешторгиздат Украины» (далее – Внешторгиздат) в начале апреля этого года была презентована платформа для внедрения электронных торгов в Украине в ходе демонстрации торгового модуля государственного веб-портала Уполномоченного органа по вопросам государственных закупок (Минэкономразвития).
В соответствии с дорожной картой внедрения электронных торгов Внешторгиздат уже выполнил начальный и подготовительные этапы реформ, в частности модернизирован функционал «Кабинета заказчика», внедрена электронная цифровая подпись, создан полноценный поиск процедур, начато дистанционное обучение. В настоящее время реализуется основной этап реформ.
Особого внимания заслуживает внедрение Внешторгиздатом сервисов для участников торгов по получению квалификационных справок в онлайн-режиме (Фискальная служба Украины, Минюст, МВД и т. п.). Такой механизм должен минимизировать расходы участников торгов.
При этом позитивным моментом в воплощении электронных торгов Внешторгиздат является внедрение электронных обжалований и контроля за выполнением договоров победителями торгов, а также функционала взаимодействия веб-портала и заказчиков торгов с Государственной казначейской службой Украины, взаимодействие с системой «электронного управления».
Во время презентации платформы для внедрения электронных торгов Внешторгиздат обратил внимание на соответствующие преимущества, которые имеет информационно-аналитическая система по вопросам государственных закупок (ИАС Госзакупки), а именно:
- в настоящее время в ИАС Госзакупки работает свыше 200 тыс. пользователей и 25 тыс. заказчиков, проведено свыше 500 тыс. процедур;
- наличие сервисов отслеживания любой отдельной процедуры закупок среди сотен тысяч закупок, которые объявляются заказчиками;
- наличие автоматизированной системы электронного представления заказчиками документов с верификацией корректности их заполнения и междокументными связями;
- реализация алгоритмов всех видов процедур закупок, предусмотренных законодательством в гос-закупочной сфере, начиная с 2008 года;
- возможность осуществления многолотовых торгов, а также рамочных закупок;
- интеграция с ресурсами ЕС (внедрен тестовый модуль работы с европейским классификатором Срv и мапинг с классификатором товаров и услуг Украины), что упрощает последующее между-народное сотрудничество в области электронных закупок и электронного управления, и т. п.
Заметим, что действенным инструментом внедрения электронных торгов является возможность использования как заказчиками, так и участниками торгов электронной цифровой подписи, которая делает невозможными риски искажения информации и идентифицирует лицо, предоставившее информацию.
По результатам обзора модуля электронных торгов, представленного Внешторгиздатом, стоит отметить удобные интерфейсы создания закупки и подачи предложений, публичный доступ к информации о закупках и т. п.
Следует отметить, что во время вышеупомянутой презентации было предоставлено много конструктивных предложений в части дальнейшего функционирования закупочной сферы в Украине. При этом по итогам мероприятия Внешторгиздат направил Минэкономразвития предложения по совершенст-вованию процедур государственных закупок (http://www.vdz.ua/ua/view-news/id-kruglii-stil-39.htm).
Заметим, что упрощение доступа малого и среднего бизнеса к государственным торгам, обеспечение общественного контроля за процедурой торгов – достаточно весомые аргументы электронных государственных закупок, поскольку, собственно, не только журналист, общественный активист, но и любой рядовой гражданин сможет увидеть, кто стал победителем торгов и какие условия были предложены другими участниками закупки.
На пути к законодательному внедрению
Итак, в настоящее время заказчики имеют возможность уже приобщиться к проведению электронных закупок и получить практические навыки их проведения пока еще на допороговых торгах, чтобы в будущем воспользоваться полученным опытом при применении электронных средств ко всем государственным закупкам.
Конечно, одним только внедрением электронных торгов невозможно преодолеть все существующие проблемы в сфере государственных закупок. Но, без сомнения, стоит попробовать возможные ва-рианты, одним из которых является осуществление закупок на открытых электронных площадках.
В то же время, чтобы контролирующие органы в сфере госзакупок могли эффективно выполнять контрольные функции, желательно было бы сохранять данные относительно электронных торгов и на бумажных носителях, а не только в электронном формате. Возможно, стоит предусмотреть такой бумажный формат не для всех документов, а, например, для коммерческой части предложения участника, протокола оценки предложений.
На сегодняшний день новые проекты законов относительно электронных торгов не зарегист-рированы. Предыдущий законопроект о внесении изменений в Закон № 1197 (относительно совершенствования системы государственных закупок и электронных закупок) от 22.12.14 г. № 1551 в феврале этого года был отозван.
Сейчас в Минэкономразвития разрабатывается соответствующий проект Закона относительно внедрения электронных госзакупок.
Понятно, что Украина не может стоять в стороне от прогрессивных практик мирового сообщества. И несмотря на существование отдельных факторов, непосредственно влияющих на скорость внедрения электронных закупок (например, наличие доступа к сети Интернет), в любом случае переход на электронный формат закупок для Украины неминуем, ведь, учитывая международный опыт, следствием перехода на электронную форму в госзакупках является открытость и прозрачность расходования средств государства.
Комментарии к материалу