Субсидии будут возмещать расходы на услуги по управлению домом
31.05.2016 1441 1 1
Обзор постановления № 319
В настоящее время государством предоставляются ежемесячные адресные безналичные субсидии и годовые субсидии наличностью на приобретение твердого топлива и сжиженного газа, для того чтобы граждане имели возможность возместить расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг и энергоносителей.
Постановлением № 319 внесены изменения в ряд правительственных решений по данным вопросам, в частности в постановления КМУ:
- от 28.02.15 г. № 106 «Об усовершенствовании порядка предоставления жилищных субсидий» (далее – Постановление № 106);
- от 04.06.15 г. № 389 «Об утверждении Порядка предоставления льгот отдельным категориям граждан с учетом среднемесячного совокупного дохода семьи» (далее – Постановление № 389);
- от 21.10.95 г. № 848 «Об упрощении порядка предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива» (далее – Постановление № 848);
- от 22.09.97 г. № 1050 «О мерах по дальнейшему совершенствованию предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива» (далее – Постановление № 1050);
- от 27.07.98 г. № 1156 «О новом размере расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива в случае предоставления жилищной субсидии» (далее – Постановление № 1156).
Сделано это с учетом результатов предоставления жилищных субсидий в отопительный период 2015/2016 гг., а конечной целью таких изменений является совершенствование и повышение эффективности программ социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг (льгот и субсидий).
Изменения в Постановление № 848
Существенные изменения претерпело, прежде всего, Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, утвержденное Постановлением № 848 (далее – Положение № 848).
Теперь Положение № 848 предусматривает, среди прочего, также условия назначения и порядок предоставления ежемесячной адресной безналичной субсидии для возмещения расходов на оплату управления многоквартирным домом. Ранее такие условия и порядок касались возмещения расходов на оплату пользования жильем или его содержания и коммунальных услуг (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение, электроэнергия, вывоз бытового мусора и жидких нечистот), а также один раз в год – субсидии наличностью на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива.
Уточнены нормы п. 2 Положения № 848. В частности, определено, что право на получение субсидии приобретается при условии проживания в жилых помещениях (домах). Раньше условием было проживание в домах государственного и общественного жилого фонда (включая общежития), частных, кооперативных помещениях, домах жилого фонда независимо от форм собственности. В то же время предусмотрено право граждан на субсидию при оплате услуги по управлению многоквартирным домом.
Из п. 4 Положения № 848 исключена норма о необходимости учета льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые предоставляются гражданам согласно нормам некоторых законов, при назначении субсидии. Теперь льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и приобретению твердого топлива и сжиженного газа в период получения субсидии не учитываются. Это одно из наиболее существенных нововведений.
Например, учителю, работнику заведения культуры, которые работают в сельской местности, или бывшему учителю, а теперь пенсионеру, который ранее работал в этом населенном пункте и проживает в нем, или пенсионеру, который ранее работал в заведениях культуры в этой местности и там проживает, гарантируется бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением в пределах установленных норм (ст. 57 Закона от 23.05.91 г. № 1060-ХІІ «Об образовании», ст. 29 Закона от 14.12.10 г. № 2778-VІ «О культуре»). Так вот, эту государственную льготу в течение периода получения субсидии упомянутые граждане получать не будут. Они в полной мере могут платить свой размер обязательного платежа за жилищно-коммунальные услуги при получении субсидии.
Вышеизложенное не приведет к уменьшению уровня социальной защищенности, поскольку субсидии рассчитываются с учетом льгот на оплату услуг и объем обязательного платежа за услуги зависит лишь от доходов семьи.
Есть теперь в обновленном Положении № 848 и норма, согласно которой не прекращается до конца отапливаемого (неотапливаемого) периода предоставление субсидии даже в случае смерти лица, которому она была назначена. Правда, условием дальнейшего предоставления субсидии является факт регистрации в жилом помещении (доме) других лиц, которым начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги.
Знаем, что на расчет субсидии влияет количество зарегистрированных в жилом помещении (доме) лиц (лиц, фактически проживающих). Эта позиция (п. 7 Положения № 848) изменена: количество лиц теперь должно определяться на начало месяца, начиная с которого назначается субсидия, тогда как ранее в расчет принимали во внимание число лиц на начало месяца, в котором поступило обращение за назначением субсидии, а при назначении субсидии на следующий период – на начало месяца, с которого она назначается.
Нормы Положения № 848 после внесения в них изменений Постановлением № 319 предусматривают усиление социальной поддержки отдельных категорий населения. В частности, для детских домов семейного типа и приемных семей при назначении субсидии в их совокупном доходе не будут учитывать соответственно государственную социальную помощь на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
Субсидия детским домам семейного типа и приемным семьям будет назначаться по решениям районных, районных в гг. Киеве и Севастополе госадминистраций, исполнительных органов городских, районных в городах (в случае их создания) советов или комиссий, которые ими создаются, с учетом количества детей, которые фактически проживают в доме, но не зарегистрированы, с момента создания такого дома. Ранее такие решения принимались комиссиями только по детским домам семейного типа и приемным семьям, в которых не менее года проживают трое и более детей.
При назначении субсидии в совокупный доход внутренне перемещенных лиц не будут учитывать ежемесячную адресную помощь для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг, что повысит уровень социальной поддержки данной категории граждан.
Обращаем внимание: уточнены перечни и размеры доходов, которые будут применяться при предоставлении субсидии отдельным категориям неработающих трудоспособных лиц. В частности:
- для трудоспособных лиц, среднемесячный доход которых в течение периода, за который определяется совокупный доход, меньше прожиточного минимума (далее – ПМ), установленного для трудоспособных лиц на такой период, в расчет субсидии за каждый месяц указанного периода теперь включается месячный доход на уровне 2 ПМ, установленного для трудоспособных лиц в соответствующем периоде.
Однако в отдельных случаях по решению комиссий для лиц, проживающих в семьях, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, в расчет субсидии может включаться месячный доход на уровне ПМ, установленного для трудоспособных лиц в соответствующем периоде.
Заметим, что указанная норма не распространяется на лиц, которые учатся по дневной форме обучения в общеобразовательных, профессионально-технических, высших учебных заведениях и проживают вместе с родителями или другими членами семьи; лиц, призванных на срочную военную службу, в отличие от предыдущей редакции, согласно которой месячный доход данной категории граждан включался на уровне ПМ, установленного для трудоспособных лиц; - для граждан, которые получают (получали) стипендию, социальные выплаты (помощь при рождении (усыновлении) ребенка, до достижения ребенком 3-летнего возраста, по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I или II группы в результате психического расстройства, пособия по безработице) и имеют право на получение субсидии, в том числе на основании решений комиссий, при определении совокупного дохода лиц, которые зарегистрированы (фактически проживают) в жилом помещении (доме), учитываются фактические размеры стипендий и социальных выплат;
- для студентов, которые имеют родителей, зарегистрированы в жилом помещении (доме) сами и учатся по дневной форме обучения в общеобразовательных, профессионально-технических, высших учебных заведениях и не получают стипендии, и лиц, состоящих на учете в территориальных органах государственной службы занятости в качестве безработных и не получающих пособие по безработице, среднемесячный доход которых в течение периода, за который определяется совокупный доход, меньше ПМ, установленного для трудоспособных лиц на такой период, в расчет субсидии за каждый месяц указанного периода включается месячный доход на уровне ПМ, установленного для трудоспособных лиц в соответствующем периоде;
- для физлиц-предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения и являются плательщиками единого налога: первой группы, независимо от полученных (неполученных) доходов в совокупный доход за каждый месяц включается доход на уровне 2 ПМ, установленного для трудоспособных лиц на соответствующий месяц; второй группы – 3 ПМ; третьей группы – 4 ПМ. При этом не учитывается доход, полученный самозанятым лицом, и доход от предпринимательской деятельности, информация о которых предоставлена ГФС на запрос органов социальной защиты населения. Система налогообложения и группа плательщика единого налога для упрощенной системы налогообложения определяется на начало месяца, с которого назначается субсидия.
Кроме того, обновленные нормы п. 13 Положения № 848 дают возможность гражданам подавать заявление и декларацию для назначения субсидии в электронном виде средствами телекоммуникационной связи (в т. ч. с использованием электронной цифровой подписи). В случае получения отправленных с использованием средств телекоммуникационных систем заявления и декларации, в которых нет электронной цифровой подписи гражданина, субсидия рассчитывается только после подписи указанных документов в месячный срок. В случае неподписания заявления и декларации в указанный срок подается новое заявление и декларация.
Заметим: теперь в случае невозможности подтверждения доходов справкой соответствующих структур (ГФС, Пенсионный фонд, фонды соцстрахования) или указания в декларации других полученных доходов, о которых нет информации в этих структурах, претенденту на субсидию необходимо приложить письменное пояснение к декларации, указав размер таких документально не подтвержденных доходов (п. 13 Положения № 848). Этот же пункт Положения в настоящее время предусматривает необходимость уведомления заявителя о назначении (неназначении) жилищной субсидии, и осуществлять это должны структурные подразделения социальной защиты населения.
Также уточнены случаи проведения органами социальной защиты населения перерасчета назначенных субсидий без обращения граждан (п. 14 Положения № 848). Поэтому соответствующий перерасчет осуществляется в случае:
- изменения цен и тарифов на услуги, для оплаты которых предназначена субсидия;
- установления Кабмином размера доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива;
- установления решением исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета или местной госадминистрации даты начала (окончания) отапливаемого периода, который отличается от даты начала (окончания) отапливаемого сезона, на который рассчитывается субсидия, определенной этим пунктом (а именно она рассчитывается так: на неотапливаемый сезон – с 1 мая по 30 сентября; на отапливаемый – с 1 октября по 30 апреля);
- получения по запросу уточненной информации о составе зарегистрированных в жилом помещении лиц, обеспеченности граждан жилой площадью и коммунальными услугами, доходах лиц, указанных в п. 7 Положения № 848 (кроме субсидии наличностью на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива);
- проведения перерасчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме. В п. 14 Положения № 848 теперь сказано, что проинформировать об этом должны управители многоквартирного дома, жилищно-эксплуатационные организации, жилищно-строительные (жилищные) кооперативы, объединения совладельцев многоквартирного дома и организации, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги;
- изменения социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами;
- начисления платы за услугу по централизованному отоплению в случае отсутствия средств учета тепловой энергии с учетом фактической температуры внешнего воздуха в соответствии с п. 40–48 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведению, утвержденных постановлением КМУ от 21.07.05 г. № 630.
В иных случаях перерасчет назначенной субсидии осуществляется на основании личного обращения лица, которому назначена субсидия.
Также важно то, что для назначения субсидии для приобретения сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива подается личное обращение (раньше этого не требовалось).
Не все граждане имеют свое жилье – кто-то его арендует. Поэтому Положение № 848 дополнено нормой, согласно которой таким лицам жилищно-коммунальная субсидия назначается на срок действия договора найма (аренды) жилого помещения, но не более чем на 12 месяцев с месяца обращения за ее назначением. В дальнейшем, чтобы ее получить, арендатору следует лично обратиться в органы социальной защиты.
Как и до внесения изменений в Положение № 848, перерасчет назначенных субсидий должен осуществляться согласно определенным госадминистрациями и исполнительными комитетами городских, районных советов порядкам.
Следует отметить также, что органам социальной защиты населения предоставлено право прекращать назначенную субсидию, если при выборочном обследовании материально-бытовых условий домохозяйства государственным социальным инспектором выявлены признаки нарушения норм законодательства по назначению субсидии, которые повлияли (могли повлиять) на право назначения субсидии или определение ее размера.
Внедрена также новая модель использования сэкономленных сумм субсидии: предусматривается возвращать в госбюджет по итогам отапливаемого сезона суммы субсидии, не использованные благодаря экономному потреблению энергоресурсов. При этом в целях стимулирования граждан к экономному потреблению услуг предлагается часть неиспользованной суммы субсидии в эквиваленте стоимости 100 м3 природного газа или в эквиваленте 150 кВт/час электрической энергии (в случае использования этих источников энергии для индивидуального отопления) зачислять в качестве оплаты услуг, в том числе обязательной доли платежа домохозяйства, на следующие расчетные периоды (п. 15 Положения № 848).
Изменения в Постановление № 1050
В соответствии с п. 2 Постановления № 319 из Постановления № 1050 исключен п. 5. Напомним: нормой данного пункта предусматривалось внедрение системы постоянного контроля за целевым использованием бюджетных ассигнований по предоставлению населению субсидий, а также проверки поданной гражданами информации и обоснованности предоставления им жилищных субсидий. В частности: Минэкономики было поручено проверять правильность установления цен и тарифов; Минсоцполитики – соблюдение нормативных актов по назначению субсидий и целевое использование бюджетных средств на эту цель; ГНАУ и ее местным органам – обеспечить представление на запрос служб для предоставления населению субсидий сведений Государственного реестра физических лиц – плательщиков налогов и других обязательных платежей о доходах претендентов на субсидию.
Таким образом, вышеупомянутое теперь осуществляться не будет в связи с изменением полномочий отдельных центральных органов исполнительной власти. Зато после дополнения Бюджетного кодекса согласно Закону от 24.12.15 г. № 914-VІІІ с 01.01.16 г. вводится контроль за соблюдением бюджетного законодательства, в частности, по предоставлению льгот, субсидий, других социальных выплат. Согласно постановлениям КМУ от 18.02.16 г. № 151 (вступило в силу с 11.03.16 г.) и от 18.02.16 г. № 136 (вступило в силу с 04.03.16 г.) Минфин проводит верификацию социальных выплат, в том числе льгот и жилищных субсидий.
Обращаем внимание: до сих пор действует Положение о проведении проверок целевого использования бюджетных ассигнований, предусмотренных для предоставления населению субсидий и адресной социальной помощи, утвержденное совместным приказом Минтруда, Минфина, Минэкономики, Госкомсемьямолодежи, Госкомжилстроя, Госкомстата от 21.07.99 г. № 119/167/96/114/175/266. Поэтому следует быть внимательными при рассмотрении вопросов назначения жилищных субсидий.
Изменения в Постановление № 1156
Постановлением № 319 внесены изменения в п. 1 Постановления № 1156. Это решает вопрос о применении установленной упомянутым решением правительства формулы определения доли совокупного дохода, который уплачивается гражданами при назначении субсидии за управление многоквартирным домом.
Изменения в Постановление № 106
Претерпело изменения согласно Постановлению № 319 приложение 1 (форма Заявления о назначении жилищной субсидии) и приложение 2 (форма Декларации о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением жилищной субсидии) к Постановлению № 106. В частности, из этих форм исключено примечание, предусматривавшее заполнение заявления и декларации лицом, на которого открыт лицевой счет по оплате жилищно-коммунальных услуг, или лицом, которое фактически уплачивает стоимость получаемых услуг.
Изменения в Постановление № 389
Постановлением № 319 также внесены изменения в Порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан с учетом среднемесячного совокупного дохода семьи, утвержденный Постановлением № 389, а именно:
- в совокупный доход льготника включается пособие по безработице и другие выплаты, осуществляемые фондами социального страхования;
- определяется право льготника на получение льгот на 12 месяцев (ранее – на 6 месяцев).
Таким образом, принятие соответствующих изменений позволит повысить эффективность программ социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг, в частности, благодаря возможности получения субсидии отдельными категориями граждан, усовершенствованию порядка исчисления совокупного дохода для физлиц-предпринимателей и т. п., и сбалансировать расходы госбюджета на эту цель.
Соавтор Виталий Музыченко,
директор департамента государственной социальной помощи
Министерства социальной политики Украины
Комментарии к материалу
Отсортировано: по времени по популярности
Всего комментариев 1