Выбытие разрушенного здания
В «Списание основных средств в бюджетном учреждении» мы рассмотрели порядок списания объекта основного средства (далее – ОС). В этой консультации остановимся подробнее на сооружениях, подлежащих демонтажу.
Ситуация: бюджетное учреждение оформило все необходимые документы на списание здания бывшего кинотеатра, которое в течение длительного времени не использовалось. Здание не имеет никаких коммуникаций и дополнительного оборудования, частично уже разрушено и восстановлению не подлежит. Кто и каким образом имеет право демонтировать это здание? Нужно ли отдельное разрешение на проведение таких работ и что делать со строительным мусором и запасами, которые будут получены от разборки?
Общие положения
Прежде всего заметим, что снос и демонтаж зданий и сооружений без последующего строительства, не являющиеся подготовительными работами, и без нарушения эксплуатационной пригодности других зданий и сооружений не требуют разрешительных документов на выполнение этого вида работ (п. 8 Перечня строительных работ, которые не требуют документов, дающих право на их выполнение, и по окончании которых объект не подлежит приемке в эксплуатацию, утвержденного постановлением КМУ от 07.06.17 г. № 406).
То есть разбирать здание можно или собственными силами, или с привлечением строительных компаний. Однако следует помнить о технике безопасности, потому что демонтаж сооружения, хотя и не является строительством нового сооружения, но может угрожать жизни и безопасности работников, выполняющих это задание.
Чем руководствоваться во время проведения демонтажа здания?
Обратимся к Разъяснениям от Минрегиона относительно определения стоимости демонтажа (разборка, снос) имеющихся зданий и сооружений (с ними можно ознакомиться по ссылке). Во время формирования договорной цены на строительство объекта и проведения взаиморасчетов за выполненные строительные работы следует учитывать, что демонтаж осуществляется согласно проекту организации строительства, в котором содержатся необходимые проектные решения относительно проведения работ по разборке зданий и сооружений, в том числе схемы разборки отдельных зданий и технологическая последовательность демонтажа отдельных конструктивных элементов зданий и т. п. Объемы этих работ должны определяться на основании проектных решений.
Подрядчик определяет договорную цену на строительство объекта, стоимость демонтажа (разборка, снос) существующих зданий и сооружений в зависимости от принятых в проекте способов выполнения этих работ на основании ресурсных элементных сметных норм (далее – РЭСН) раздела «Разборка жилых и общественных зданий» Сборника 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений» (ДБН Д.2.2-46-99). РЭСН предусматривают разборку наземной части зданий с сохранением пригодных материалов, полученных от разборки (для зданий с достаточной пригодностью элементов конструкций) и без сохранения материалов (для зданий, которые пришли в непригодное состояние).
По нашему мнению, учреждение должно проанализировать ситуацию в целом и принять решение, исходя из своих возможностей.
Будьте экономны! Если здание полностью (или практически) разрушено и на его месте остался только строительный мусор, а у вас есть возможность привлечь собственных работников к его уборке, сортировке и определению состояния пригодности или непригодности тех или иных стройматериалов, которые еще остались, то можно все работы провести самостоятельно. Если же здание необходимо демонтировать с привлечением строительной техники, то лучше обратиться к профессионалам. |
Что делать с полученными материалами и вторичным сырьем?
Демонтированные конструкции и материалы, полученные от разборки имеющихся зданий и сооружений, которые находятся на территории строительства, являются собственностью заказчика. Чтобы выяснить, можно ли их повторно использовать, заказчик создает комиссию с привлечением специалистов специализированных организаций, которые могут обследовать эти материальные ресурсы и сделать экспертную оценку их технических и качественных характеристик.
Если материалы, изделия и конструкции, полученные от разборки, не будут использоваться владельцем здания, их номенклатура, количество и рыночная стоимость определяются методом экспертной оценки комиссией в составе специалистов заказчика с последующей реализацией материальных ценностей в установленном порядке.
Такой порядок учета полученных от разборки ОС, материальных ценностей предусмотрен в п. 5 разд. 6 НП(С)БУГС 121 и п. 9 разд. 8 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Приказ № 11).
Таким образом, все узлы, детали, материалы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования или дальнейшего использования, а также материалы, полученные в результате списания ОС, оприходуются с отражением на счетах учета запасов. ОС, полученные после списания, оприходуются с отражением на счетах учета ОС.
Непригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты оприходуются как вторичное сырье (лом и т. п.).
Внимание! Оценка пригодных узлов, деталей, материалов и агрегатов, полученных в результате списания ОС, проводится по чистой стоимости реализации или в оценке возможного их использования, которая может быть определена, исходя из стоимости подобных запасов при наличии их на балансе субъекта госсектора и с учетом степени их пригодности к эксплуатации. |
Не забываем: сумма оприходованных активов, полученных от ликвидации и разборки необоротных активов, которые оставлены для ремонта и других нужд учреждения, признается доходом спецфонда субъекта госсектора.
Подавать ли справку о поступлении в натуральной форме?
В соответствии с п. 12.7 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938, в целях недопущения расхождений между данными бухучета учреждения и органов Казначейства об исполнении бюджетов в случае оприходования стройматериалов, которые будут использованы на нужды учреждения, следует не позднее последнего рабочего дня месяца составить и подать в органы Казначейства Справку о поступлениях в натуральной форме (приложение 27 к данному Порядку).
А распорядители и получатели бюджетных средств, которые обслуживаются согласно Порядку казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденному приказом Минфина от 24.12.12 г. № 1407, во исполнение п. 11.17 данного Порядка составляют Справку о поступлениях в натуральной форме (приложение 38 к данному Порядку).
Имейте в виду! Если строительные материалы, вторичное сырье и другие материальные ценности оприходованы для последующей реализации, такая справка не подается. |
Учет операций по демонтажу
В бухучете хозяйственные операции отражаются в зависимости от того, какое будет принято решение о демонтаже здания (самостоятельно или с привлечением сторонней организации).
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденному приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203, и Порядку его применения, утвержденному приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219 (далее – Приказ № 1219, Порядок № 1219), для отражения операции по оприходованию материалов, которые будут реализованы, следует применить субсчет 1815 «Активы для распределения, передачи, продажи». На этом субсчете ведется учет активов, которые приобретены (произведены, получены) и содержатся в целях последующего распределения, передачи, продажи и т. п.
Реализация полученных стройматериалов или вторсырья физическим или юридическим лицам отражается на субсчете 7211 «Доход от реализации активов», где ведется учет доходов от реализации в установленном порядке имущества (кроме доходов от продажи имущества, которые считаются доходами соответствующего бюджета).
Если принято решение оставить полученные от разборки здания материалы у себя на балансе для дальнейшего использования, применяются следующие субсчета в зависимости от цели их использования:
- 1513 «Строительные материалы», на котором ведется учет стройматериалов, которые используются в процессе строительных и монтажных работ. В частности, к стройматериалам относятся лесные материалы (лес круглый, пиломатериалы, фанера и т. п.);
- 1517 «Сырье и материалы», где учитываются сырье, основные и вспомогательные материалы, которые входят в состав изготовляемой продукции или являются необходимыми компонентами для ее изготовления;
- 7112 «Доход от оприходования активов, ранее не учтенных в балансе», на котором ведется учет доходов от оприходования ОС, других необоротных материальных активов, нематериальных активов, производственных запасов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (далее – МБП) и других нефинансовых активов, которые выявлены во время инвентаризации, получены после демонтажа, списания имущества и т. п. и будут использованы для нужд учреждения.
Внимание! Запасы, полученные во время ремонта и улучшения (модернизации, достройки, реконструкции и т. п.), ликвидации ОС, оприходуются по чистой стоимости реализации или в оценке возможного их использования, которая может быть определена исходя из стоимости подобных запасов при наличии их на балансе субъекта госсектора, с учетом степени их пригодности к эксплуатации (п. 15 разд. 2 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденных Приказом № 11). |
Операции по перемещению, выдаче и выбытию запасов (вторсырья), в том числе МБП, оформляются типовыми формами, утвержденными приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130.
Пользуясь Типовой корреспонденцией субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной Приказом № 1219 (далее – Типовая корреспонденция), приведем в таблице блоки бухгалтерских проводок для отражения как реализации активов и сдачи вторсырья, так и оприходования их в целях использования на собственные нужды учреждения.
№ |
Содержание операции |
Бухгалтерский |
|
Дт |
Кт |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Выбытие ОС |
|||
1 |
Списано здание |
1411 |
1013 |
2 |
Отражена остаточная стоимость (при наличии на момент списания) |
8411 |
1013 |
3 |
Отнесена к накопленным финансовым результатам стоимость здания |
5111 |
5512 |
4 |
В конце отчетного периода закрыт счет расходов (при наличии) |
5511 |
8411 |
2. Оприходование и реализация стройматериалов, |
|||
1 |
Оприходованы стройматериалы и вторсырье (строительный мусор) согласно акту комиссии |
1815 |
2117 |
2 |
Начислен доход от полученных стройматериалов и вторсырья (строительного мусора) |
2117 |
7211 |
3 |
Переданы стройматериалы и вторсырье (строительный мусор) покупателю (реализация) |
2117 |
1815 |
4 |
Получены на расчетный счет средства от реализации стройматериалов и вторсырья (строительного мусора) |
2313 |
2117 |
5 |
В конце отчетного периода закрыт счет доходов |
7211 |
5511 |
3. Оприходование и использование стройматериалов и вторсырья |
|||
1 |
Оприходованы стройматериалы и вторсырье (строительный мусор оприходован как заменитель щебня), которые планируется использовать для текущего ремонта здания учреждения и отсыпки дорожек вокруг него (подготовка к их покрытию) согласно акту комиссии |
1513 |
2117 |
2 |
Одновременно отражены: – доход от оприходованных стройматериалов и вторсырья (строительного мусора), полученных от демонтажа здания |
|
|
– кассовые расходы |
2117 |
2313 |
|
3 |
Выданы со склада стройматериалы и вторсырье для проведения ремонтных работ |
1513 |
1513 |
4 |
Использованы стройматериалы и вторсырье в полном объеме |
8113 |
1514 |
5 |
В конце отчетного периода закрыт счет: – доходов |
|
|
– расходов |
5511 |
8113 |
|
* Если стройматериалы и вторсырье оприходованы в целях использования для изготовления продукции учреждением, порядок их отражения в бухучете будет таким же, но вместо субсчета 1513 применяется субсчет 1517. |
|||
4. Привлечение сторонней организации для проведения |
|||
1 |
Подписан акт предоставленных услуг по демонтажу здания |
8013 |
6211 |
2 |
Получено финансирование для оплаты полученных услуг |
2313 |
7011 |
3 |
Перечислены средства сторонней организации, которая проводила демонтаж здания |
6211 |
2313 |
3 |
В конце отчетного периода закрыт счет: – расходов |
|
|
– доходов |
7011 |
5511 |
|
* Оприходование полученных материальных ценностей в целях реализации или использования в собственных потребностях приведено в разделах 2 и 3 таблицы. |
|||
5. Привлечение сторонней организации |
|||
1 |
Получено финансирование на оплату услуг по демонтажу здания |
2313 |
7011 |
2 |
Перечислены средства путем предварительной оплаты в размере 30 % |
2113 |
2313 |
3 |
Отнесена к расходам отчетного периода стоимость услуг по демонтажу здания в момент его завершения (по факту предоставления услуг) |
8013 |
6211 |
4 |
Закрыта дебиторская задолженность в размере 30 % предоплаты в связи с окончанием демонтажа здания или его части в объеме 30 % согласно подтверждающим документам |
6211 |
2113 |
5 |
Перечислены средства исполнителю в размере 70 % за фактически полученные услуги по демонтажу здания |
6211 |
2313 |
6 |
В конце отчетного периода закрыт счет: – расходов |
|
|
– доходов |
7011 |
5511 |
|
6. Демонтаж здания с привлечением сторонней организации на условиях постоплаты |
|||
1 |
Подписан акт предоставленных услуг по демонтажу здания |
8013 |
6211 |
2 |
Получено финансирование для оплаты полученных услуг |
2313 |
7011 |
3 |
Перечислены средства сторонней организации, проводившей демонтаж здания |
6211 |
2313 |
4 |
Оприходованы стройматериалы для собственных нужд согласно акту комиссии |
1513 |
2117 |
5 |
В то же время отражены: – доход от оприходованных стройматериалов и вторсырья (строительного мусора), полученных от демонтажа здания |
|
|
– кассовые расходы |
2117 |
2313 |
|
6 |
Оприходовано вторсырье (строительный мусор), которое подлежит реализации согласно акту комиссии |
1815 |
2117 |
7 |
Начислен доход от полученного вторсырья (строительного мусора) |
2117 |
7211 |
8 |
Передано вторсырье (строительный мусор) покупателю (реализация) |
2117 |
1815 |
9 |
Получены на расчетный счет средства от реализации вторсырья (строительного мусора) |
2313 |
2117 |
10 |
Использованы стройматериалы для собственных нужд |
8113 |
1513 |
11 |
В конце отчетного периода закрыт счет: – расходов |
|
|
– доходов |
7011, 7112, 7211 |
5511 |
Также возможно, что вы не найдете покупателя для реализации вторсырья (строительного мусора), поэтому придется обращаться в организацию, которая занимается его вывозом и переработкой, и отдельно оплачивать такие услуги. В бухучете такая операция отражается так же, как и в разделе 4 таблицы.
Выводы
Для отражения в бухучете операций по демонтажу здания сначала следует решить, как он будет проводиться и что делать с полученными материалами и вторичным сырьем. Поэтому сначала планируем, потом – выполняем. В случае соблюдения этого правила у вас всегда все будет в порядке, а редакция «Uteka» вам в этом поможет.
Комментарии к материалу