Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Учетная политика учреждения – с чего начинать?

Начался новый бюджетный год, и вы опять возвращаетесь к вопросу учетной политики, поскольку бухгалтерский учет должен вестись бюджетными учреждениями по правилам (принципам), определенным законодательством.

Несмотря на то что руководитель в соответствии с законодательством должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, роль главного бухгалтера бюджетного учреждения в этом процессе нельзя игнорировать по следующим причинам.

Обычно учетная политика разрабатывается именно главным бухгалтером, поскольку именно его предложения ложатся в основу распорядительного документа бюджетного учреждения по этим вопросам, и они неуклонно должны выполняться всеми, кто причастен к бухгалтерскому учету.

Следует проанализировать, что изменилось, нужно ли по-новому посмотреть на учетную политику бюджетного учреждения.

В отличие от частного сектора, бюджетная сфера, а значит, и деятельность главного бухгалтера бюджетного учреждения, имеют свою специфику, которая в соответствии с требованиями бюджетного законодательства четко определяет иерархию взаимоотношений между уровнями распорядителей бюджетных средств и ведущую роль главного распорядителя бюджетных средств в бюджетном процессе.

Поэтому Минфин как регулятор в этой сфере установил требования относительно обеспечения единого подхода к учетной политике в рамках главного распорядителя бюджетных средств (п. 4 Методических рекомендаций по вопросам бухгалтерского учета, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11, далее – Методрекомендации № 11). Это может быть реализовано непосредственно им или путем предоставления разрешения на согласование распорядительных документов об учетной политике учреждениям нижестоящего уровня по их ведомственной подчиненности ответственным исполнителям (распорядителям бюджетных средств вышестоящего уровня) (п. 2 Методрекомендаций № 11) путем делегирования соответствующих полномочий и ответственности, которое следует оформить распорядительным документом.

Нормы НП(С)БУГС 125 «Изменение учетных оценок и исправление ошибок», утвержденного приказом Минфина от 24.12.10 г. № 1629, и Методрекомендации № 11 стали основанием для распорядителей бюджетных средств относительно осуществления каждым из них в зависимости от бюджетных полномочий и обстоятельств обязательных мероприятий по:

  • изменению базового распорядительного документа по учетной политике;
  • изложению в новой редакции тех норм распорядительного документа об учетной политике, которые не нашли своего отражения в предыдущем варианте.

Минфин как регулятор в этой сфере настаивает на раскрытии в учетной политике сугубо методических вопросов бухгалтерского учета, без раскрытия вопросов организации бухучета, поскольку последние не касаются методики ведения бухгалтерского учета, могут часто изменяться по различным причинам деятельности бюджетного учреждения (изменение штатного расписания, названий структурных подразделений, фамилий должностных лиц).

В подтверждение этой мысли приказом Минфина от 25.07.15 г. № 664 внесены изменения в абзац первый п. 1 разд. II НП(С)БУГС 101, в котором исключены слова «и порядок организации бухгалтерского учета».

Более конкретное видение Минфина относительно содержания учетной политики изложено в:

  • абзаце первом п. 3 разд. 1 Методрекомендаций № 11, где предлагается определять в распорядительном документе только те принципы, методы и процедуры, которые в нормативно-правовых актах по вопросам учета предусмотрены более чем в одном варианте, а также сроки полезного использования групп основных средств и нематериальных активов с учетом отраслевых особенностей;
  • п. 4 разд. 1 Методрекомендаций № 11, в котором рекомендуется применять единые подходы к учетной политике в рамках главного распорядителя бюджетных средств.

Отсюда вытекает, что, ввиду многообразия факторов, влияющих на содержание такого распорядительного документа, нельзя создать для всех бюджетных учреждений единую универсальную учетную политику, но алгоритм действий главного бухгалтера любого бюджетного учреждения может быть следующим:

1. Изучить НП(С)БУГС и Методрекомендации Минфина к ним.

2. Ознакомиться с отраслевыми методрекомендациями по бухгалтерскому учету и распорядительным документом главного распорядителя бюджетных средств (распорядителя бюджетных средств вышестоящего уровня) относительно единых подходов по вопросам бухгалтерского учета по сети подведомственных учреждений (в случае их наличия).

3. Оценить учетную политику бюджетного учреждения на ее соответствие установленным нормам законодательных и распорядительных документов, определенных в п. 1, 2, и наличие оснований для изменений (усовершенствования) учетной политики.

4. Определить объекты учета, которые требуют описания в учетной политике, с учетом методрекомендаций Минфина относительно нецелесообразности дублирования в распорядительном документе тех норм и единых подходов, которые уже нашли свое отражение в документах вышестоящего юридического порядка.

5. Предоставить предложения руководителю относительно определения новой учетной политики или изменений в действующую при наличии законодательных оснований. В случае отсутствия отраслевых методрекомендаций и единых подходов по вопросам бухгалтерского учета главного распорядителя бюджетных средств (ответственного исполнителя) применяется профессиональное суждение главного бухгалтера в рамках требований законодательства.

6. Избранные распорядителем бюджетных средств учетные политики относительно каждого объекта для придания им юридической силы должны быть утверждены приказом руководителя или другим распорядительным документом, в котором должно быть предусмотрено требование относительно ознакомления с ней всех руководителей структурных подразделений, работников бухгалтерской службы, материально ответственных лиц.

7. Отослать (официально) распорядительный документ об учетной политике распорядителю бюджетных средств вышестоящего уровня по ведомственной подчиненности для его согласования. Указанный факт станет свидетельством намерений (в т. ч. и для контролирующих органов) относительно выполнения полномочий руководителем бюджетного учреждения и главного бухгалтера по разработке и утверждению учетной политики.

К сведению (п. 2 Методрекомендаций № 11):

а) для субъектов государственного сектора, которые имеют двойную подчиненность (например, управление местной государственной администрации), согласование осуществляется субъектом государственного сектора вышестоящего уровня, который утверждает смету;

б) главные распорядители бюджетных средств (в частности, органы местного самоуправления) самостоятельно утверждают учетную политику на основании распорядительного документа руководителя (или решения сессии в соответствии с законодательством).

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
31.07.2025
Возврат в бюджет неуплаченной арендной платы за землю: алгоритм действий ОМС
В статье приведен порядок действий для взыскания в местный бюджет платы за бездоговорное использование земли под объектами недвижимого имущества. Ознакомление с подходами судов к решению подобных дел позволяет составить примерный алгоритм действий общины, стремящейся эффективно защитить свои права и...
25.07.2025
Помощь на оздоровление работникам: таблица-подсказка
В таблице обобщена информация об обязательности, размере и условиях выплаты помощи на оздоровление различным категориям работников бюджетных учреждений. Работникам бюджетной сферы помощь на оздоровление к отпуску может выплачиваться как в обязательном порядке, так и при соблюдении определенных услов...
10.07.2025
Передача в аренду земельных участков под полезащитными лесополосами: пошаговая инструкция для общин
Задачей данной статьи является предоставление общинам пошагового алгоритма передачи в аренду земельных участков под полезащитными лесополосами. У общины должен быть четкий алгоритм действий по передаче земельных участков под полезащитными лесными полосами в аренду, если она не желает пойти иным путе...
Новое
24.07.2025
Списание объектов государственной собственности: изменения в порядке
В статье рассмотрены новации и особенности процедуры списания объектов государственной собственности. В текущем году правительство внесло ряд изменений в механизм списания основных средств. Как изменился порядок списания, какие документы нужно подавать для получения согласия на списание, по какой фо...
16.07.2025
Снова подаем статотчетность: какова ответственность за ее неподачу?
В статье рассмотрено, с какой даты возобновилась обязанность субъектов хозяйствования подавать статистическую отчетность и какие меры ответственности могут быть применены за ее неподачу. В июле 2025 года в законодательстве произошли изменения, касающиеся подачи статистической и финансовой отчетности...
30.06.2025
С даты оформления налоговой накладной прошло 365 дней: может ли плательщик НДС воспользоваться налоговым кредитом?
Рассмотрим, может ли плательщик НДС воспользоваться налоговым кредитом, если с даты составления налоговой накладной истекло 365 дней. Практическая ситуация Бухгалтер выявила налоговую накладную, с даты оформления которой прошло 365 дней. Налоговая накладная была зарегистрирована своевременно и не б...
Лучшие материалы