После усовершенствования стандартов пришла очередь для методрекомендаций
30.10.2015 573 0 0
С внесением изменений в Методические рекомендации, утвержденные приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Методрекомендации), сделан еще один шаг к совершенствованию бухгалтерского учета операций для субъектов государственного сектора.
Такие изменения были крайне необходимы, ведь Методрекомендации применяются субъектами государственного сектора для более глубокого понимания распорядителями бюджетных средств норм, установленных Национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе (далее – НП(С)БУГС) относительно отражения в бухучете активов и обязательств, определения учетной политики, основываются на нормах стандартов и поэтому требовали адаптации к изменениям, внесенным в НП(С)БУГС 121–123 и 125 приказом Минфина от 23.07.15 г. № 664.
А теперь о внесенных изменениях более подробно.
Методрекомендации по учету основных средств
Отныне субъект госсектора может присваивать инвентарные или номенклатурные номера для необоротных материальных активов специального назначения. До внесения изменений в п. 3 разд. II данных Методрекомендаций не предусматривалось присвоение инвентарных номеров основным средствам (далее – ОС), которые имели специфическое назначение.
Следует напомнить, что в п. 4 разд. II определена структура инвентарного (номенклатурного) номера. То есть первые три знака номера означают номер субсчета, четвертый – подгруппу, все остальные знаки – порядковый номер предмета в подгруппе. Для тех групп ОС, для которых не выделены подгруппы, четвертый знак может быть нулем.
Уточнены требования к определению первоначальной стоимости ОС, полученных безвозмездно от физических и юридических лиц (кроме субъектов госсектора). В частности, п. 5 разд. ІІІ дополнен новой нормой, которая предусматривает, что первоначальной стоимостью может быть стоимость, о которой есть достоверная информация согласно соответствующим первичным документам, с учетом расходов, предусмотренных п. 3 разд. ІІІ (суммы, которая уплачивается поставщикам активов, ввозной пошлины, косвенных налогов и т. п.).
Также согласно новой редакции п. 3 разд. ІІІ в состав комиссии, которая принимает ОС, полученные безвозмездно в виде подарка, не будет входить представитель субъекта госсектора вышестоящего уровня.
Как предусмотрено изменениями в п. 8 разд. ІІІ, после признания и первоначальной оценки объекта ОС как актива его учет ведется по первоначальной стоимости, которая может иметь копейки. То есть при первоначальном признании копейки относятся на стоимость ОС.
В разд. V уточнены нормы касательно:
- возможности определения комиссией, созданной приказом руководителя, ликвидационной стоимости ОС при вводе в эксплуатацию или в случае, если остаточная стоимость объекта равна нулю, но он еще пригоден к эксплуатации (п. 1);
- отсутствия требований к начислению амортизации на объекты ОС, доступ к которым ограничен в связи с тем, что они находятся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения антитеррористической операции (абзац первый п. 2);
- возможности принятия руководителем субъекта госсектора в распорядительном документе об учетной политике решения о начислении амортизации на годовую дату баланса (п. 4), а не только на квартальную, как было ранее. Введена норма, согласно которой при выбытии объекта ОС амортизация начисляется в месяце его выбытия. Ранее аналогичная норма касалась только передаваемых объектов (т. е. не учитывались все причины выбытия).
В соответствии с уточнениями в п. 6 разд. V не начисляется амортизация (в первом месяце передачи в использование объекта необоротных активов в размере 50 % его первоначальной стоимости и остальные 50 % первоначальной стоимости – в месяце их исключения из активов (списания с баланса) на прочие необоротные материальные активы специального назначения.
Методрекомендации по учету нематериальных активов
Указанные Методрекомендации в основном дополнены нормами, аналогичными вышеприведенным измененным нормам по учету ОС.
В частности, в разд. ІІ п. 10 дополнен новой нормой, в соответствии с которой первоначальной стоимостью нематериальных активов, полученных безвозмездно от физических и юридических лиц (кроме субъектов госсектора), может быть стоимость, о которой есть достоверная информация, в частности согласно соответствующим первичным документам, с учетом расходов, предусмотренных п. 6 разд. ІІ (стоимость приобретения (кроме полученных торговых скидок), пошлины, косвенных налогов и т. п.).
В состав комиссии, которая принимает нематериальные активы, полученные безвозмездно в виде безвозвратной помощи, подарка, не входят представители субъекта госсектора вышестоящего уровня (абзац четвертый п. 10 разд. ІІ).
В п. 14 этого же раздела исключены слова «и учитываются в гривнях без копеек». Учитывая это, после признания и первоначальной оценки нематериальные активы зачисляются на баланс субъекта госсектора по первоначальной стоимости и учитываются в гривнях с копейками;
В разд. III уточнены нормы относительно оценки после первоначального признания нематериальных активов, в частности:
- субъект госсектора может проводить переоценку по справедливой стоимости на годовую дату баланса тех объектов нематериальных активов, по которым существует активный рынок (п. 3);
- переоценка объектов нематериальных активов той группы, объекты которой уже подверглись переоценке, в дальнейшем проводится с такой регулярностью, чтобы их остаточная стоимость на годовую дату баланса существенно не отличалась от их справедливой стоимости (п. 5).
В разд. IV появились новые нормы по определению ликвидационной стоимости и начислению амортизации, предусматривающие следующее:
- п. 1 – ликвидационная стоимость определяется комиссией, созданной приказом руководителя субъекта госсектора;
- п. 3 – амортизация не начисляется на нематериальные активы, доступ к которым ограничен в связи с тем, что они находятся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения антитеррористической операции;
- п. 5 – по решению руководителя субъекта госсектора в распорядительном документе об учетной политике может быть предусмотрено начисление амортизации на годовую дату баланса. Кроме того, при выбытии объекта нематериальных активов субъект госсектора начисляет амортизацию в месяце выбытия такого актива (абзац третий).
Из п. 5 (абзац третий) разд. IV исключена норма о том, что сумма амортизации нематериальных активов определяется в гривнях без копеек. То есть если по расчету сумма амортизации будет определена в гривнях с копейками, то соответственно в этих же единицах должна быть отражена по типовой корреспонденции и обобщена информация на субсчетах 841, 132 и 401.
Произошли изменения и в разд. VI, которыми регулируется вопрос выбытия нематериальных активов. Согласно уточненной редакции п. 1 объект нематериальных активов списывается с баланса в случае его выбытия вследствие:
- безвозмездной передачи;
- невозможности получения учреждением экономических выгод и/или потенциала полезности от его использования;
- несоответствия критериям признания активом.
Методрекомендации по учету запасов
Уточнены нормы абзаца второго п. 8 разд. ІІ данных Методрекомендаций. Конкретизирован порядок учета транспортно-заготовительных расходов. Рекомендовано сумму транспортно-заготовительных расходов, связанных с доставкой нескольких наименований, групп, видов запасов, обобщать по отдельным группам запасов на отдельном субсчете счетов учета запасов или аналитическом счете.
В п. 9 разд. ІІ конкретизированы способы распределения транспортно-заготовительных расходов. Так, сумма транспортно-заготовительных расходов, которая обобщается на отдельном субсчете счетов учета запасов или аналитическом счете, теперь ежемесячно может распределяться следующими способами:
- пропорционально относиться на сумму запасов, которые выбыли (использованы, реализованы, безвозмездно переданы и т. п.);
- распределяться между суммой остатка запасов по состоянию на конец отчетного месяца и суммой запасов, которые выбыли (использованы, реализованы, безвозмездно переданы и т. п.) за отчетный месяц.
Дополнен новой нормой п. 24 разд. ІІ, согласно которому первоначальной стоимостью запасов, полученных безвозмездно от физических и юридических лиц (кроме субъектов госсектора), может быть стоимость, в частности, согласно соответствующим первичным документам с учетом расходов, предусмотренных п. 5 (суммы, которые уплачиваются согласно договору поставщику (продавцу), за вычетом косвенных налогов; суммы ввозной пошлины; суммы косвенных налогов в связи с приобретением запасов, которые не возмещаются субъектам госсектора, и т. п.).
В соответствии с обновленной редакцией п. 2 разд. V запасы, полученные безвозмездно, принимаются комиссией, созданной приказом руководителя субъекта госсектора, в состав которой обязательно входит работник бухгалтерской службы. То есть теперь отпала необходимость включать в состав комиссии для распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня представителя субъекта госсектора вышестоящего уровня.
Претерпел изменения абзац третий п. 6 (изложен в новой редакции). Учитывая это, при оприходовании конфискованного или обращении в доход государства судом имущества субъект госсектора одновременно отражает в размере его стоимости обязательство перед бюджетом или другим субъектом госсектора в случаях, предусмотренных законодательством. Аналитический учет таких обязательств перед бюджетом (другим субъектом госсектора) ведется по соответствующим документам (акт описания и ареста имущества, решение о безвозмездной передаче имущества и т. п.), а не по каждому отдельному исполнительному производству, как было предусмотрено до изменений.
Методрекомендации относительно учетной политики
В п. 1 разд. ІІ данных Методрекомендаций расширен перечень положений, которые может содержать распорядительный документ об учетной политике, и теперь он определяет:
- единицу аналитического учета запасов;
- порядок аналитического учета запасов;
- методы оценки выбытия запасов;
- периодичность определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов;
- порядок учета и распределения транспортно-заготовительных расходов;
- применение отдельного субсчета или аналитического счета учета;
- транспортно-заготовительные расходы;
- перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг);
- сроки полезного использования групп ОС;
- сроки полезного использования групп нематериальных активов;
- периодичность начисления амортизации (новая норма);
- корреспонденцию субсчетов бухгалтерского учета (новая норма).
В разд. ІІ исключен абзац третий п. 1 и изложен в новой редакции п. 2, благодаря чему конкретизировано, что распорядительным документом об учетной политике не должны утверждаться формы первичных документов, которые используются для оформления движения запасов и разработаны субъектом госсектора самостоятельно, а также новые субсчета (счета второго, третьего порядков).
Субъекты госсектора указывают в распорядительном документе об учетной политике корреспонденцию субсчетов бухучета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами, которая не предусмотрена Типовой корреспонденцией субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами, с сохранением единых методологических принципов, определенных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе и другими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету в государственном секторе (новая редакция п. 2). То есть нормы данного пункта приведены в соответствие с п. 6 Плана счетов, утвержденного приказом Минфина от 26.06.13 г. № 611.
В п. 6 разд. ІІ нормы относительно обобщения на отдельном счете транспортно-заготовительных расходов и их распределения приведены в соответствие с изменениями в НП(С)БУГС 123 и Методрекомендациях по учету запасов.
В приложении 1 к Методрекомендациям, в котором были установлены сроки полезного использования необоротных активов, исключена строка 9 (для временных нетитульных сооружений).
В новом приложении 3 к Методрекомендациям относительно учетной политики приведен пример приказа об утверждении Положения об учетной политике.
Комментарии к материалу