Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как избежать осложнений при подаче отчетности главными распорядителями

20.10.2015

В чем ценность данной статьи: даны рекомендации в виде ответов на вопросы относительно действий в случае возникновения некоторых проблем при представлении главными распорядителями средств госбюджета сводной финансовой и бюджетной отчетности.

При сверке сводных показателей бюджетной отчетности главных распорядителей средств госбюджета установлено несоответствие отдельных показателей отчетов о поступлении и использовании средств общего фонда (форма № 2д) и сводных показателей отчетов о поступлении и использовании средств специального фонда (форма № 4д) соответствующим данным, отраженным на отчетную дату в бухгалтерском учете органов Казначейства, а именно данных, приведенных в графе «Утверждено на отчетный год» и графе «Утверждено на отчетный период». Чьи данные должны быть отражены в отчетности?

В п. 1.3 Порядка составления финансовой, бюджетной и другой отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденного приказом Минфина от 24.01.12 г. № 44 (далее – Порядок № 44), установлено, что финансовая и бюджетная отчетность распорядителя (получателя) бюджетных средств должна соответствовать аналогичным данным бухгалтерского учета и отчетности органов Казначейства.

Для выполнения указанного условия Порядка № 44 данные финансовой и бюджетной отчетности распорядителей и получателей бюджетных средств, в том числе сводной финансовой и бюджетной отчетности главных распорядителей средств госбюджета, проверяются органами Казначейства в части соответствия аналогичным данным, отраженным в бухгалтерском учете органов Казначейства, и отдельным показателям форм финансовой и бюджетной отчетности согласно требованиям п. 2.5 гл. 2 Порядка № 44 (п. 1.14).

Указанные в вопросе расхождения возникают в связи с тем, что главные распорядители бюджетных средств утверждают справки о внесении изменений в сметы (планы использования бюджетных средств) распорядителей нижестоящего уровня датой месяца, следующего за отчетным периодом, плановые показатели которого изменяются. Именно после этой даты распорядители нижестоящего уровня представляют в органы Казначейства такие справки, которые отражают соответствующие изменения в бухгалтерском учете исполнения бюджетов в том периоде, когда была представлена справка.

Такие действия главных распорядителей не соответствуют требованиям п. 4.6 Порядка казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденного приказом Минфина от 24.12.12 г. № 1407 (далее – Порядок № 1407), которым установлено, что распорядители бюджетных средств представляют справки об изменениях в смету, план ассигнований общего фонда государственного бюджета (за исключением предоставления кредитов из государственного бюджета), план предоставления кредитов из общего фонда государственного бюджета, план специального фонда государственного бюджета (за исключением собственных поступлений бюджетных учреждений и соответствующих расходов), план использования бюджетных средств и помесячный план использования бюджетных средств, а получатели бюджетных средств – справки об изменениях в планы использования бюджетных средств соответствующему органу Казначейства на бумажных и электронных носителях не позднее последнего рабочего дня текущего месяца.

То есть дата утверждения справки о внесении изменений в смету (план использования бюджетных средств) не может быть позднее определенной законодательством даты ее представления в орган Казначейства.

Итак, расхождений между данными бухгалтерского учета органов Казначейства и данными финансовой и бюджетной отчетности распорядителей и получателей бюджетных средств, в том числе сводной финансовой и бюджетной отчетности главных распорядителей средств госбюджета, не будет, если главные распорядители бюджетных средств и их подведомственные учреждения будут соблюдать указанные требования законодательства. Соответственно вопрос выбора, чьи именно данные следует отразить в отчетности, не возникнет, поскольку в соответствии с абзацем третьим п. 1.14 Порядка № 44 данные бухгалтерского учета органов Казначейства по операциям по обслуживанию смет (планов использования бюджетных средств), которые формируются в информационной системе Казначейства, считаются окончательными.

Как распорядители бюджетных средств должны отразить задолженность прошлых лет по несуществующим в текущем бюджетном периоде бюджетным программам в случае изменения подчиненности?

Наличие незавершенных в прошлых отчетных периодах расчетов по несуществующим бюджетным программам в текущем периоде – это постоянная проблема главных распорядителей бюджетных средств.

Если в текущем бюджетном периоде ряд главных распорядителей бюджетных средств и исполнителей бюджетных программ изменили свою ведомственную подчиненность, то это повлекло за собой изменение не только цифрового кода выполняемых ими бюджетных программ и отраженных в отчете о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7д) незавершенных расчетов, но в отдельных случаях и изменение названия бюджетной программы.

В п. 1.6 Порядка № 44 определено, что распорядители бюджетных средств, подчиненность которых согласно законодательству Украины с начала нового бюджетного периода и/или в течение отчетного периода была изменена, финансовую и бюджетную отчетность составляют и представляют по предыдущей подчиненности как прекратившие деятельность в объеме годовой отчетности. В финансовой и бюджетной отчетности таких распорядителей бюджетных средств остатков на конец отчетного периода быть не должно.

Согласно абзацу третьему п. 20 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.02 г. № 228, Минфин имеет право определять на каждый год порядок учета в сметах объемов задолженности, возникшей в результате непогашения бюджетных обязательств учреждений.

Как предусмотрено абзацем десятым п. 2.1 Порядка № 1407, главный распорядитель бюджетных средств (распорядитель нижестоящего уровня) должен включить в сеть текущего бюджетного периода учреждения, которые на конец предыдущего бюджетного периода находились в его сети и имели бюджетную задолженность, и осуществить мероприятия по упорядочению бюджетной задолженности прошлых лет в соответствии с бюджетными назначениями текущего бюджетного периода (с соблюдением требований ч. 2 ст. 57 Бюджетного кодекса, далее – БК).

Поэтому для составления ликвидационного баланса и форм бюджетной отчетности с нулевыми остатками на соответствующую дату главному распорядителю средств государственного бюджета необходимо предварительно урегулировать с Минфином вопрос передачи расчетов с несуществующих в текущем бюджетном году на существующие, в том числе и для бюджетных учреждений, которые находятся на временно оккупированной территории и на территории проведения антитеррористической операции.

Должны ли главные распорядители, в сеть которых входят распорядители средств, осуществляющие секретные расходы, составлять и представлять в органы Казначейства отдельный Баланс (форма № 1) по таким расходам?

Нет, не должны. В соответствии со ст. 31 БК в интересах национальной безопасности отдельные расходы распорядителей средств относятся к секретным расходам и включаются в государственный бюджет без детализации. По таким расходам главными распорядителями бюджетных средств и распорядителями нижестоящего уровня, которые имеют свою сеть, составляются отдельные формы бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности.

Вместе с тем абзацем вторым п. 3.1 Порядка № 44 установлено, что распорядители бюджетных средств составляют Баланс (форма № 1), который отражает результат всех проведенных хозяйственных операций по средствам общего и специального фондов соответствующего бюджета по всем выполняемым программам (функциям).

Следовательно, составление и представление главным распорядителям отдельно Баланса по секретным расходам и Баланса по остальным расходам противоречит требованиям Порядка № 44. То есть данные по секретным расходам включаются в общий Баланс такого распорядителя.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
26.02.2025
Дистанционная работа: трудовой договор с учетом норм военного положения
В реалиях нашего времени многие предприятия перевели своих работников на дистанционную работу и с новыми работниками заключают трудовые договоры на условиях именно такой работы (разумеется, когда эта форма сотрудничества возможна). Однако при организации данного вида трудовых отношений работодателю ...
17.03.2025
Надбавка за английский язык: утвержден порядок установления
Наша страна настойчиво стремится к членству в Европейском Союзе, поэтому знание иностранного языка понадобится многим. Постановлением КМУ от 07.03.2025 № 257 утвержден Порядок установления надбавки за владение английским языком некоторым категориям лиц (далее – Постановление № 257, Порядок № 2...
07.04.2025
Функции и полномочия ОМС в области оборонной работы и по территориальной обороне
В условиях правового режима военного положения органы местного самоуправления (далее – ОМС) продолжают выполнять свои полномочия по обеспечению жизнедеятельности территориальных общин, а также помогают военным подразделениям. Однако не все способы поддержки военных подразделений соответствуют ...
Новое
12.05.2025
Как создать бумажную копию электронного документа
В статье расскажем в каких случаях создание бумажных копий электронных документов обязательно, как заверять такие копии, как описать процедуру их создания в соответствующем локальном положении. Электронные документы – это удобно, экологично, экономно. Поэтому все больше субъектов хозяйствовани...
07.05.2025
Обязательна или нет форма № 3-ПН?
Учитывая последние изменения в законодательстве, обязан ли работодатель подавать форму № 3-ПН «Информация о спросе на рабочую силу (вакансиях)»? Вопрос – ответ Учитывая последние изменения в законодательстве, обязан ли работодатель подавать форму № 3-ПН «Информация о спросе ...
31.03.2025
Как избежать рисков при оформлении путевого листа
Операция по списанию горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ) должна быть правильно оформлена документально. И казалось бы, что на практике отработаны уже свои правила, а сомнения в правильности документирования все равно возникают. И причины этому – опыт налоговых проверок, новые судеб...
Лучшие материалы