Госрегистрация бюджетного учреждения – подтверждение факта его создания
11.08.2015 9998 0 0
Первое, что необходимо сделать вновь созданному бюджетному учреждению, чтобы начать свою деятельность, – это подтвердить факт своего создания как юридического лица (далее – юрлицо) путем государственной регистрации. Подготовиться к такой регистрации поможет данная статья.
Ранее идентификационные номера (восьмиразрядные коды) юрлица в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины (далее – ЕГРПОУ) присваивались только органами статистики для проведения наблюдений за структурными изменениями в экономике относительно видов деятельности, создания, реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) и ликвидации субъектов хозяйствования.
На сегодняшний день в соответствии с п. 5 постановления КМУ от 22.01.96 г. № 118 «О создании Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины» присвоение идентификационных кодов согласно ЕГРПОУ осуществляется:
- органами государственной статистики и соответствующими центральными органами исполнительной власти – для субъектов, сведения о которых составляют государственную тайну;
- государственными регистраторами – для субъектов, на которых распространяется действие Закона от 15.05.03 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» (далее – Закон № 755).
Код согласно ЕГРПОУ сохраняется за субъектом, которому он присвоен, в течение всего периода существования такого субъекта и является единым. Он обязателен для использования во всех видах отчетных и учетных документов субъекта хозяйствования и указывается на его печатях и штампах, а также во всех документах – административных, финансовых или других, где фигурирует данный субъект.
Правовые основы государственной регистрации юрлиц
Юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке (ч. 1 ст. 80 Гражданского кодекса, далее – ГК).
Юрлица, как предусмотрено ст. 2 ГК, являются участниками гражданских отношений. Общие положения о юридическом лице (понятие, виды юрлиц, их создание, требования к содержанию учредительных документов и т. п.) определены в гл. 7 ГК.
Каждому юрлицу свойственны идентифицирующие признаки участника правоотношений, которые позволяют выделить юрлицо-контрагента среди других юрлиц. На практике широко применяется понятие «реквизиты юридического лица».
Такими основными реквизитами являются: наименование юрлица, местонахождение, идентификационный код согласно ЕГРПОУ. Также важны реквизиты счетов, предназначенные для проведения расчетов в процессе хозяйственной деятельности.
Что касается наименования юрлица или его обособленного структурного подразделения, то Требования к его написанию утверждены приказом Минюста от 05.03.12 г. № 368/5. Ими, в частности, определены: особенности наименования отдельных юрлиц и их обособленных подразделений; порядок использования символов, знаков препинания в наименовании юрлица и т. п. Кроме того, установлено, что: юрлицо может иметь, кроме полного наименования, сокращенное наименование; наименование юрлица не может быть тождественным наименованию другого юрлица.
Юрлица, в зависимости от порядка их создания, подразделяются на юридические лица частного права и юридические лица публичного права (ст. 81 ГК). Обращаем внимание, что юрлица публичного права создаются распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти АР Крым или органа местного самоуправления. Порядок создания и правовой статус юрлиц публичного права устанавливаются Конституцией Украины и законом.
Решения о создании (учреждении) юрлиц принимаются их учредителями. Порядок принятия такого решения зависит от конкретного типа юрлица (его организационно-правовой формы).
Юрлица могут создаваться в таких организационно-правовых формах, как общества, учреждения и в других формах, предусмотренных законом. Следовательно, учреждение является одной из организационно-правовых форм юрлиц.
В бюджетной сфере функционируют бюджетные учреждения. Значение этого термина приведено в законодательстве, регулирующем бюджетные отношения. Так, в соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса (далее – БК) бюджетные учреждения – это органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответственно государственного бюджета или местного бюджета. Учитывая изложенное выше, бюджетные учреждения являются юридическими лицами публичного права.
После принятия решения и оформления документов, необходимых для осуществления деятельности бюджетных учреждений, эти документы подаются для проведения государственной регистрации (ст. 89 ГК). Отметим, что юридическое лицо (в т. ч. и бюджетное учреждение) считается созданным со дня его государственной регистрации.
Государственная регистрация юрлица заключается в подтверждении факта его создания, которое осуществляется уполномоченным органом государственной власти (на сегодняшний день – государственными регистраторами Государственной регистрационной службы) в порядке, установленном Законом № 755.
Регистрация проводится по местонахождению юрлица или по местонахождению органа, принявшего решение о создании центрального органа исполнительной власти, в случае неопределения местонахождения новосозданного центрального органа исполнительной власти.
Итак, следует отметить, что именно бюджетным учреждением определяется государственный орган, осуществляющий его госрегистрацию.
Сведения о государственной регистрации юридического лица (в т. ч. и бюджетного учреждения) заносятся в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – ЕГР).
В то же время в ЕГР не заносятся сведения, составляющие государственную тайну, поскольку для отдельных категорий юрлиц установлен специальный порядок государственной регистрации.
Следует обратить внимание, что в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона № 755 обособленные структурные подразделения юрлица не подлежат государственной регистрации.
Документы для государственной регистрации бюджетных учреждений
Для государственной регистрации юрлица (бюджетного учреждения) руководитель, учредитель или уполномоченное ими лицо подает государственному регистратору комплект документов, определенный в ст. 24 Закона № 755 (или ст. 241 – для осуществления госрегистрации центрального органа исполнительной власти). Закон № 755 предусматривает три способа представления документов: лично (учредителями, руководителем или уполномоченным лицом), почтовым отправлением или электронным документом. Электронные документы, которые подаются для госрегистрации, оформляются согласно требованиям законодательства в сфере электронных документов и электронного документооборота.
Обращаем внимание, что за проведение государственной регистрации регистрационный сбор не взимается.
Комплект документов, которые подаются для государственной регистрации, зависит от способа создания учреждения. Их можно условно разделить на обязательные и дополнительные.
К обязательным документам относятся:
1. Заполненная Регистрационная карточка на проведение государственной регистрации юридического лица по форме 1 или 2 (на порядке ее заполнения остановимся позже). Заметим, что в случае подачи документов почтовым отправлением подлинность подписи заявителя на этой карточке должна быть нотариально заверена.
2. Решение учредителей или уполномоченного ими органа о создании юридического лица (экземпляр оригинала, ксерокопия, нотариально заверенная копия) – протокол общего или учредительного собрания учредителей или решение учредителя.
3. Два экземпляра учредительных документов. Устав (или положение, или учредительный договор) прошивается, пронумеровывается и подписывается учредителем (учредителями) или уполномоченными лицами. Заметим, что устав не подается при создании юридического лица на основании модельного устава, утвержденного постановлением КМУ. В таком случае в регистрационной карточке проставляется соответствующая отметка со ссылкой на типовой учредительный документ.
К дополнительным документам относятся:
1. Документ, удостоверяющий полномочия (доверенность, поручение и т. п.), – если документы подаются уполномоченным лицом.
2. Передаточный акт – для создания юридического лица в результате слияния, присоединения или преобразования.
3. Распределительный баланс – для создания юридического лица в результате разделения или выделения.
Что касается форм регистрационных карточек, то во исполнение требований ч. 2 ст. 7 Закона № 755 они утверждены приказом Минюста от 14.10.11 г. № 3178/5 (далее – Приказ № 3178/5). В зависимости от способа создания юридического лица для проведения его государственной регистрации применяется:
- форма 1 – Регистрационная карточка на проведение государственной регистрации юридического лица, созданного путем учреждения нового юридического лица;
- форма 2 – Регистрационная карточка на проведение государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации действующего (действующих) юридического лица (юридических лиц) в результате слияния, разделения, выделения или преобразования.
Пользуясь случаем, обращаем внимание, что приказом Минюста от 10.04.15 г. № 529/5 внесены изменения в Приказ № 3178/5, в частности изложены в новой редакции формы карточек 1, 2 и 4.
Формы регистрационных карточек, которые необходимо заполнить для проведения государственной регистрации юридических лиц, размещены на официальном веб-сайте Государственной регистрационной службы (http://www.drsu.gov.ua). Кроме того, на этом сайте содержится информация об электронной регистрации юридических лиц, административных услугах, предоставляемых через Укрпочту, доступе к ЕГР.
В регистрационной карточке приводятся сведения о:
- юридическом лице и его учредителях;
- видах экономической деятельности юридического лица;
- органах управления юридическим лицом;
- распорядительном акте, на основании которого создан орган государственной власти, орган местного самоуправления;
- физических лицах – налогоплательщиках, которые избираются (назначаются) в орган управления юридического лица, уполномоченных представлять юридическое лицо в правоотношениях с третьими лицами, о руководителе юридического лица;наличии ограничений в отношении представительства от имени юридического лица;
- физических лицах – налогоплательщиках, которые имеют право совершать действия от имени юридического лица без доверенности, в том числе подписывать договоры и т. п.
Обращаем внимание, что в случае создания обособленных подразделений в соответствии с требованиями ст. 27 Закона № 755 сведения об обособленных структурных подразделениях юридического лица включаются в его регистрационное дело и в ЕГР. При этом исполнительный орган юридического лица или уполномоченное им лицо обязаны подать в установленном законодательством порядке государственному регистратору по местонахождению юридического лица заполненную регистрационную карточку о создании обособленного подразделения (форма 5). В этой карточке приводится информация о: юридическом лице; созданном обособленном структурном подразделении юридического лица (наименование, местонахождение); лицах, имеющих право совершать юридические действия от имени юридического лица на основании доверенности, в том числе подписывать договоры, о руководителе обособленного подразделения юридического лица; наличии ограничений в отношении представительства от имени юридического лица; видах экономической деятельности обособленного подразделения юридического лица и т. п.
Напомним, что исполнительный орган – это орган, который непосредственно действует от имени юридического лица и выполняет решения вышестоящего органа. Исполнительный орган может быть создан как коллегиальный орган и как единоличный. Как правило, единоличный исполнительный орган – это директор, руководитель, председатель и т. п.
Если документы для проведения государственной регистрации юридического лица подаются учредителем или руководителем юридического лица, предъявляется его паспорт гражданина Украины.
Необходимо знать, что государственному регистратору запрещается требовать дополнительные документы для проведения государственной регистрации юридического лица, если они не предусмотрены ч. 1–7 ст. 24 Закона № 755.
Кроме того, законодательством определены случаи, в которых поданные документы могут не рассматриваться. Так, государственный регистратор обязан оставить без рассмотрения документы, если они:
- поданы по ненадлежащему месту проведения государственной регистрации;
- не отвечают требованиям, установленным ч. 1, 2, 4–7 ст. 8 и ч. 5 ст. 10 Закона № 755;
- поданы не в полном объеме;
- поданы лицом, не имеющим на это полномочий;
- госрегистратору поступило решение суда о запрете проведения регистрационных действий.
Срок государственной регистрации
Срок государственной регистрации юридического лица не должен превышать трех рабочих дней с даты поступления соответствующих документов.
Следует обратить внимание, что государственная регистрация новосозданного и созданного в результате слияния, присоединения, разделения или преобразования центрального органа исполнительной власти как юридического лица осуществляется в трехдневный срок со дня вступления в силу акта Президента Украины о назначении руководителя этого органа.
Информация о проведении государственной регистрации юридического лица подлежит обязательному обнародованию на официальном веб-сайте Государственной регистрационной службы в течение 10 рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в ЕГР.
Результатом госрегистрации является получение Выписки из ЕГР и одного экземпляра оригинала учредительных документов с отметкой госрегистратора о проведении госрегистрации юридического лица. Учитывая возможность получения данных в порядке взаимообмена информацией ведомственных реестров органов статистики, фискальных органов, Пенсионного фонда, Выписка из ЕГР содержит информацию об учреждениях и кодах регистрации юридического лица в названных органах.
Выписка может быть получена лично заявителем или уполномоченным лицом по документу, подтверждающему его полномочия. За предоставление Выписки из ЕГР по результатам проведения регистрационного действия плата не взимается (ч. 6 ст. 20 Закона № 755).
В дальнейшем копия Выписки из ЕГР используется при открытии счетов в учреждениях банков, если это предусмотрено законодательством, и регистрации в Едином реестре распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств.
Выдержка из ЕГР
В случае необходимости бюджетные учреждения могут получать (по запросу) в органах Государственной регистрационной службы Выдержку из ЕГР – документ установленного образца, который выдается юридическому лицу в подтверждение информации, содержащейся в ЕГР, по критерию поиска, указанному в запросе. Критерий поиска формируется лицом, обратившимся за предоставлением выдержки.
Выдержки из ЕГР бывают три видов: базовая, расширенная и выборочная. В зависимости от вида выдержки детализация информации о юридическом лице отличается. Наиболее полная информация о юридическом лице и сведениях, полученных в порядке взаимного обмена информацией из ведомственных реестров органов статистики, фискальной службы, Пенсионного фонда, содержится в расширенной выдержке.
Форма Запроса о предоставлении выдержки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей утверждена в приложении 2 к Порядку предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, утвержденного приказом Минюста от 14.12.12 г. № 1846/5 (далее – Приказ № 1846). Форма запроса также размещена на официальном веб-сайте Государственной регистрационной службы (http://www.drsu.gov.ua).
В соответствии с Приказом № 1846 запрос о предоставлении Выдержки подается запрашивающим лично или через Регистрационный портал либо отправляется почтовым отправлением.
Что касается платы за получение Выдержки, то в соответствии с ч. 4 ст. 20 Закона № 755 органы государственной власти, органы местного самоуправления, суды, органы внутренних дел, органы прокуратуры, органы Службы безопасности и их должностные лица безвозмездно получают сведения из ЕГР в целях осуществления ими полномочий, определенных законом, исключительно в электронной форме через веб-сайт Государственной регистрационной службы в порядке, определенном Приказом № 1846.
При предоставлении Выдержки из ЕГР в бумажной форме взимается плата в размере 0,05 минимальной заработной платы в месячном размере, установленной законом на 1 января календарного года, в котором подается запрос о предоставлении соответствующих сведений (ч. 5 ст. 20 Закона № 755). То есть на сегодняшний день сумма оплаты составляет 60,90 грн. (1 218 грн. х 0,05). Однако это не окончательный размер платы, поскольку при осуществлении любых платежей через учреждения банка или терминалы приема платежей дополнительно взимается стоимость услуг за обслуживание.
Печать
Еще одной особенностью правового регулирования юридических лиц в Украине, пришедшей из истории права, является использование печати юридическими лицами.
Обращаем внимание, что в целях упрощения порядка открытия бизнеса Законом от 15.04.14 г. № 1206-VII, который вступил в силу с 30.10.14 г., внесены изменения в ряд кодексов и законодательных актов Украины, в частности относительно перехода на добровольное использование печатей субъектами хозяйствования частного права. Детальная позиция по данному вопросу отражена также в письме Минюста от 14.08.14 г. № 6820-0-4-14/8.1.
Что касается использования печатей бюджетными учреждениями, то нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения и утверждающими формы соответствующих документов, предусмотрено скрепление подписей печатью бюджетного учреждения, что указывает на необходимость наличия печати в бюджетном учреждении.
Кроме того, в соответствии с законодательством, которое определяет статус и атрибуты министерств, других центральных органов исполнительной власти (ст. 4 Закона от 17.03.11 г. № 3166-VI «О центральных органах исполнительной власти»), последние имеют печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием, собственные бланки, счета в органах Государственной казначейской службы Украины. При этом образцы печатей, бланков и табличек (вывесок) министерств, других центральных органов исполнительной власти утверждаются КМУ. Об обязательности наличия печатей в этих учреждениях свидетельствуют нормы Указа Президента от 24.12.10 г. № 1199/2010 «Некоторые вопросы организации работы министерств, других центральных органов исполнительной власти», которым утверждено Типовое положение о Министерстве Украины (п. 14) и Типовое положение о центральном органе исполнительной власти Украины, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через соответствующего члена Кабинета Министров Украины (п. 12). Следовательно, министерства, другие центральные органы исполнительной власти должны учитывать указанные требования при утверждении своих положений.
В случае если деятельность бюджетного учреждения осуществляется согласно уставу, при его утверждении также должны быть учтены требования бюджетного законодательства в части применения печати.
На основании проведенного анализа норм законодательства можно прийти к выводу, что каждое бюджетное учреждение должно иметь круглую печать с указанием своего наименования, идентификационного кода согласно ЕГРПОУ и названия административно-территориальной единицы, в которой зарегистрировано это юридическое лицо.
Ввиду того что на печати указывается идентификационный код юридического лица, изготовление печати возможно только после государственной регистрации юридического лица и получения Выписки из ЕГР.
С 2011 года упрощен порядок изготовления печатей – не нужно получать разрешение в разрешительном органе, поскольку утратил силу приказ МВД от 11.01.99 г. № 17 относительно выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов.
На сегодняшний день для изготовления печати достаточно обратиться с соответствующим заказом на специализированное предприятие, которое этим занимается. При этом бюджетные учреждения также должны рассчитывать на проведение соответствующих расходов. Стоимость изготовления печати зависит от срока ее изготовления, сложности защиты, наличия в регионе специализированных предприятий и т. п.
Для изготовления печати специализированным предприятиям, как правило, подается: копия регистрационного документа организации, копия документа, подтверждающего право на гербовую печать, эскиз печати, согласованный руководителем, и доверенность (если печать заказывает уполномоченное лицо по доверенности).
Акцентируем внимание тех, кто впервые будет заниматься подготовкой образца печати для ее последующего изготовления. Существуют установленные законодательством требования к изображению на печати Государственного Герба Украины, а также к форме, размеру, краю печати и шрифту надписей на ней.
В частности, постановлением Верховной Рады от 19.02.92 г. № 2137-XII установлено, что изображение Государственного герба Украины размещается на печатях органов государственной власти и государственного управления с обязательным соблюдением пропорций изображения герба, утвержденного п. 1 данного постановления.
Указанные выше требования получили дальнейшее развитие в соответствующих решениях правительства. Так, например, постановлениями КМУ от 03.08.11 г. № 857 «Об утверждении образцов и описаний печати и таблички (вывески) министерства, другого центрального органа исполнительной власти» и от 23.08.95 г. № 672 «Об утверждении образцов и описаний гербовых печатей, малых гербовых печатей, печатей без изображения Государственного Герба Украины, бланков и табличек областных, Киевской и Севастопольской городских, районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций» утверждены требования к образцам печатей указанных органов власти.
Обращаем внимание, что в Типовой инструкции по делопроизводству в центральных органах исполнительной власти, Совете министров Автономной Республики Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением КМУ от 30.11.11 г. № 1242 (далее – Типовая инструкция № 1242), содержится отдельный раздел, посвященный оттиску печати.
В соответствии с п. 73 Типовой инструкции № 1242 на документах, удостоверяющих права граждан и юридических лиц, на которых фиксируется факт расходования средств и проведения операций с материальными ценностями, подпись должностного (ответственного) лица скрепляется гербовой печатью учреждения.
Перечень других документов, подписи на которых необходимо скреплять гербовой печатью, определяется учреждением на основании нормативно-правовых актов и примерного перечня документов, подписи на которых скрепляются гербовой печатью. Такой перечень документов приводится в инструкции по делопроизводству учреждения, которая утверждается распорядительным документом.
При этом оттиск печати ставится таким образом, чтобы он охватывал последние несколько букв наименования должности лица, подписавшего документ, но не подпись должностного лица, или на отдельно выделенном для этого месте с отметкой «М. П.».
Кроме того, во исполнение п. 75 Типовой инструкции № 1242 приказом (распоряжением) руководителя учреждения определяются порядок использования, место хранения гербовой печати и должностное лицо, ответственное за ее хранение, а также перечень лиц, подписи которых скрепляются гербовой печатью.
Информация, приведенная в данной статье, поможет бюджетным учреждениям организовать подготовительные мероприятия по обеспечению их государственной регистрации как юридических лиц и изготовлению печати, что позволит в дальнейшем зарегистрироваться в Едином реестре распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, ведение которого осуществляется Государственной казначейской службой.
Комментарии к материалу