С 24.05.19 г. вступили в силу изменения в Порядок составления бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, отчетности фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, утвержденный приказом Минфина от 24.01.12 г. № 44 (далее – Порядок № 44), внесенные приказом Минфина от 27.03.19 г. № 123 (далее – Приказ № 123). Их подробное рассмотрение и моменты применения, включая перечень бюджетной отчетности и пошаговый алгоритм составления финансовой отчетности, можно найти в «Изменения в квартальной отчетности», и учесть, составляя отчетность за полугодие.
В соответствии с НП(С)БУГС 101 «Представление финансовой отчетности» отчетным периодом для составления и представления финотчетности является календарный год.
Субъекты госсектора составляют Баланс (форма № 1-дс) и Отчет о финансовых результатах (форма № 2-дс) на конец последнего дня отчетного периода. Эти две формы относятся к промежуточной отчетности, которая охватывает определенный период (I квартал, первое полугодие, девять месяцев), и составляются нарастающим итогом с начала отчетного года.
Согласно Порядку заполнения форм финансовой отчетности в государственном секторе и Изменениям в Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 101 «Представление финансовой отчетности», утвержденным приказом Минфина от 21.03.17 г. № 307 (далее – Порядок № 307), отчетный период для составления промежуточной финотчетности начинается 1 января и заканчивается в последний день отчетного периода.
Отчетным периодом для составления годовой финотчетности является бюджетный период, составляющий один календарный год, который начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года, если законодательством не определен другой период.
Изменениями, внесенными Приказом № 123 в Порядок № 44, уточнено, что квартальная (промежуточная) бюджетная отчетность составляется за І квартал, первое полугодие и девять месяцев отчетного года. Напомним, раньше было за І, ІІ и ІІІ кварталы.
В соответствии с Порядком № 44 бюджетная отчетность подразделяется на следующие виды:
Согласно Порядку № 44 формы бюджетной отчетности составляются:
В отчетах по формам № 2д, № 2м, № 4д, № 4м, № 7д, № 7м нужно:
Отчетность подается в следующие сроки (абзац первый п. 6 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419):
Конкретный срок представления отчетности каждый распорядитель средств государственного и местного бюджета устанавливает в графике, который составляет органы Казначейства по месту обслуживания.
Отчетность подается распорядителям вышестоящего уровня с отметкой органов Казначейства о ее соответствии данным учета об исполнении бюджетов (каждая страница всех форм финотчетности заверяется подписью, печатью или штампом).
Распорядители бюджетных средств, которые находятся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения ООС, могут подавать финотчетность распорядителям вышестоящего уровня без указанной отметки органов Казначейства.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203, и Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219 (далее – Приказ № 1219, Порядок № 1219), нефтепродукты, газ, которые закуплены и переданы на хранение и будут отпускаться по талонам или смарт-карточкам, следует отражать на субсчете 1514 «Горюче-смазочные материалы».
Напомним, на этом субсчете ведется учет всех видов топлива, которое приобретается или заготавливается для технологических нужд производства, эксплуатации транспортных средств, а также для выработки энергии и отопления зданий.
Однако для детализации операций, которые будут отражаться на субсчете 1514, к нему следует разработать и утвердить аналитику согласно п. 2 ст. 8 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996). Ведь организация бухучета в учреждении относится к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами.
Предлагаем отражать горючее, указанное в талонах, на субсчете 1514/1 «Горюче-смазочные материалы в талонах (А-92)», а топливо, заправленное в бак авто на АЗС, – на субсчете 1514/2 «Горюче-смазочные материалы в баке авто (А-92)».
Итак, информация о талонах в форме № 1-дс отражается в строке 1050 «Запасы».
Как определено Порядком № 307 и НП(С)БУГС 101, налоговые обязательства по НДС отражаются в строке 1540 «Текущие обязательства по платежам в бюджет» формы № 1-дс.
Да, в соответствии с Приказом № 307 в форме № 1-дс в строке 1450 отражается сумма остатка средств целевого финансирования, которые выделяются из соответствующего бюджета на проведение мероприятий целевого характера. Следовательно, если остатка нет, а были только обороты по этому субсчету, в строке 1450 ничего не отражается.
Просроченная ДЗ включается в общую сумму ДЗ и отражается в форме № 1-дс в следующих строках текущей ДЗ:
Детализированная информация о суммах просроченной ДЗ раскрывается в форме № 5-дс «Примечания к годовой финансовой отчетности» (типовая форма утверждена приказом Минфина от 29.11.17 г. № 977), в разд. VII «Дебиторская задолженность». К указанным строкам открывается строка 660 и дополнительно информация о суммах просроченной ДЗ приводится в строке 662.
Как предусмотрено Порядком № 44, учреждение составляет также формы № 7д, № 7м «Отчет о задолженности по бюджетным средствам». В частности, показатель строки 662 формы № 5-дс должен равняться итогу показателей графы 6 «Дебиторская задолженность на конец отчетного периода (года), из нее просроченная» форм № 7д, № 7м, составленных по всем выполняемым программам по общему и специальным фондам.
КЗ отражается в разд. II «Обязательства» формы № 1-дс и подразделяется на долгосрочные и текущие обязательства в соответствии с НП(С)БУГС 128 «Обязательства». На практике возникают именно краткосрочные обязательства, то есть текущая КЗ, которые должны быть оплачены в срок до 12 месяцев.
Таким образом, в разд. II формы № 1-дс текущая КЗ приводится по следующим строкам:
Также КЗ отражается в разд. VI «Обязательства» формы № 5-дс с уточненными сроками погашения.
В соответствии с Порядком № 44 учреждение, имеющее фактическую КЗ, которая возникла во время исполнения сметы (плана использования бюджетных средств) за текущий и прошлые отчетные годы, составляет формы № 7д, № 7м. Элементы по обязательствам дополнительно раскрываются в справке о причинах возникновения просроченной КЗ общего фонда.
Согласно Порядку № 1219 для учета стипендий предусмотрен субсчет 8511. Именно поэтому расходы на выплату стипендии относятся к составу расходов по необменным операциям.
В строку 2250 формы № 2-дс включаются расходы по КЭКР 2250 «Расходы на командировку» и 2800 «Прочие текущие расходы». Также в этой строке отражается остаточная или первоначальная стоимость объектов основных средств (далее – ОС) (п. 1.27 Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219, далее – Типовая корреспонденция № 1219), нематериальных активов (п. 2.18 Типовой корреспонденции № 1219) в случае их списания с баланса.
Как установлено Порядком № 307, информация о доходах, начисленных по субсчету 7112, приводится в строке 2020 «Доходы от предоставления услуг (выполнения работ)» формы № 2-дс.
В соответствии с письмом ГКС от 12.06.17 г. № 14-08/468-9522 суммы трансфертов, полученные распорядителями средств государственного бюджета по соответствующим КПКРК и КЭКР 2620 «Текущие трансферты органам государственного управления других уровней» и 3220 «Капитальные трансферты органам государственного управления других уровней» как открытые ассигнования для перечисления соответствующим местным бюджетам, необходимо отражать в разд. I формы № 2-дс в строках 2110 «Трансферты» и 2300 «Трансферты».
Расходы по КЭКР 2800 отражаются в разд. І «Финансовый результат деятельности» формы № 2-дс:
1) в строке 2250, а именно:
2) в строке 2310, в частности расходы, которые учитываются на субсчете 8511.
В строке 2010 формы № 2-дс обобщается информация о суммах бюджетных ассигнований, которые отражаются на субсчете 7011 «Бюджетные ассигнования».
В бюджетные ассигнования не включаются ассигнования капитального характера, которые:
Ассигнования капитального характера отражаются в составе целевого финансирования на субсчете 5411 (стр. 1450 Пассива формы № 1-дс).
В строке 2210 формы № 2-дс приводится информация по расходам, отнесенным на субсчета:
1) 8011 «Расходы на оплату труда» по КЭКР:
2) 8012 «Отчисления на социальные мероприятия» по КЭКР:
3) 8013 «Материальные расходы» по КЭКР:
4) 8014 «Амортизация» (КЭКР не определен).
К составу прочих расходов по обменным операциям относятся расходы, которые не отражены в строках 2210–2240 (п. 2 разд. 1 Порядка № 307).
В строке 2250 приводятся суммы расходов, которые согласно Порядку № 1219 учитываются на субсчете 8411 «Прочие расходы по обменным операциям» по КЭКР:
1) 2250 «Расходы на командировку»;
2) 2800, в частности:
В разд. ІІ формы № 2-дс за І квартал 2019 года приводится информация не о расходах, а о фактических расходах. Ведь в п. 2 разд. 2 Порядка № 307 речь идет о том, что в статьях 2420–2520 разд. ІІ формы № 2-дс отражают суммы расходов сметы распорядителей бюджетных средств в разрезе кодов функциональной классификации расходов и кредитования бюджета за отчетный и предыдущий отчетный периоды.
Данные об этих расходах берут из Карточек аналитического учета фактических расходов (форма утверждена приказом Минфина от 29.06.17 г. № 604) и суммирую их. Приводят эти данные в графе 3 «За отчетный период» и только в той строке, где их обязывает показать ведомственная классификация бюджета, указанная в смете учреждения. А в графу 4 «За аналогичный период предыдущего года» вносится показатель графы 3 формы № 2-дс за І квартал 2018 года.
В соответствии с Приказом № 307 начисленная амортизация ОС, ПНМА, инвестиционной недвижимости, долгосрочных биологических активов и нематериальных активов, которые используются в процессе основной деятельности субъекта госсектора и на выполнение программ, не связанных с основной деятельностью, отражается в разд. IV формы № 2-дс в строке 2850 «Амортизация».
То есть эта строка должна включать сумму амортизации, начисленной на ПНМА в соответствии с п. 7 НП(С)БУГС 121 «Основные средства»: в первом месяце передачи для использования объекта – в размере 50 % и остальные 50 % первоначальной стоимости – в месяце их исключения из активов (списания с баланса).
Расходы, понесенные на приобретение права на пользование лицензионными программами, например операционной системой MS Windows, признаются расходами отчетного периода и отражаются в учете на субсчете 8013.
Материальные расходы, которые осуществляются субъектом госсектора в процессе основной деятельности и на выполнение программ, в частности расходы на приобретение предметов, материалов, оборудования, инвентаря (кроме капитальных расходов), медикаментов и перевязочных материалов, продуктов питания и т. п., отражаются в форме № 2-дс в строке 2840 разд. IV «Материальные расходы».
В соответствии с пп. 2.4.1 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.12 г. № 333, расходы по КЭКР 2610 осуществляются в целях предоставления:
Согласно Порядку № 1219 учет расходов, связанных с предоставлением субсидий, дотаций, текущих трансфертов юрлицам, текущих трансфертов населению, в том числе с выплатой всех видов социальной помощи, льгот, субсидий; стипендий; пенсий; путевок на оздоровление, капитальных трансфертов правительствам иностранных государств и международным организациям, капитальных трансфертов населению, других текущих расходов ведется на субсчете 8511 «Расходы по необменным операциям».
В соответствии с Приказом № 307 расходы по КЭКР 2610 отражаются как расходы по необменным операциям в форме № 2-дс в строке 2300 «Трансферты», где приводятся расходы по предоставленным трансфертам.
Как определено Приказом № 307, в форме № 2-дс в строке 2250 отражаются потери по активам и обязательствам субъекта госсектора от изменения курса гривни к инвалюте, потери от уменьшения полезности активов, суммы обесценения (уценки) необоротных активов и финансовых инвестиций и т. п., которые учитываются на субсчете 8411.
В соответствии с п. 1.27 Типовой корреспонденции № 1219 выбытие объектов ОС в случаях, определенных законодательством, и списание в результате недостачи, установленной во время инвентаризации, предусматривает следующие проводки:
Из этого вытекает, что на субсчете 8411 должна фиксироваться остаточная стоимость списанных ОС, которая включается в общую сумму по строке 2250 формы № 2-дс.
Соавтор