Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Является ли оплаченный счет основанием для отражения хозоперации о реализации в бухучете?


Можно ли на основании оплаченного покупателем (заказчиком) счета отражать хозоперации по реализации в бухучете сельхозпредприятия без применения расходных накладных, актов приемки-передачи и других документов?


Прежде всего отметим, что все без исключения хозоперации, осуществленные предприятием, сопровождаются надлежащим образом составленными первичными документами. В ином случае предприятие не имеет права их отразить на счетах бухучета. Поскольку по данным бухучета составляется финансовая, налоговая (ст. 44 Налогового кодекса) и статистическая отчетность, отсутствие задокументированных в первичке данных приводит к искажениям в отчетности. А это влечет за собой применение штрафных санкций к предприятию.

Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены в бумажной или электронной форме и должны иметь следующие обязательные реквизиты: название документа (формы); дату составления; название предприятия, от имени которого составлен документ; содержание и объем хозоперации, единицу измерения хозоперации; должности лиц, ответственных за осуществление хозоперации и правильность ее оформления; личную подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, участвующее в осуществлении хозяйственной операции (ч. 2 ст. 9 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV, далее – Закон № 996).

Рассматриваемый вопрос не случаен. Ведь в связи с принятием Закона от 03.11.16 г. № 1724-VIII был упрощен документооборот предприятий путем уменьшения требований к первичному документу и сокращения перечня его обязательных реквизитов (см. «Новые требования к составлению первичных документов: анализ изменений»). Внесенные поправки позволили считать оплаченный (акцептованный) счет-фактуру (инвойс) основанием для отражения экспортных операций в бухучете.

А как быть с внутреннеукраинскими хозяйственными операциями? Согласно украинскому законодательству счет (счет-фактура, инвойс) – это документ, который означает предложение об оплате. Сам по себе счет, выставленный поставщиком (полученный покупателем, заказчиком), не подтверждает проведение хозоперации, поскольку не вызывает изменений в структуре активов и обязательств, в собственном капитале каждой из сторон (ст. 1 Закона № 996). То есть выставленный счет не является первичным документом. Если же счет оплачен (деньги списаны со счета, выданы из кассы), то это означает проведение хозоперации. И в таком случае счет, который содержит все необходимые реквизиты, дающие возможность идентифицировать хозоперацию и ее участников, является первичным документом, подтверждающим такую операцию.

Аналогичную позицию выражает и Минфин (см. письмо от 16.02.17 г. № 31-11410-06-5/4339), и специалисты ГФС (письмо от 31.03.17 г. № 6964/ 10/26-15-14-05-04-22). Однако, по нашему мнению, одного, даже оплаченного, счета как самостоятельного первичного документа недостаточно. В частности, в случае доставки товара (продукции) к покупателю собственным (или наемным) транспортом возникает потребность в товарно-транспортной накладной – обязательном первичном документе, на основании которого осуществляют автоперевозку грузов внутреннего сообщения (ст. 48 Закона от 05.04.01 г. № 2344-III «Об автомобильном транспорте», далее – Закон № 2344; п. 11.1 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденных приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363).

Поэтому пока ГФС и Минфин не установят общего и понятного алгоритма использования счета (инвойса) для ведения бухучета и налогообложения, советуем не отказываться от старых правил документирования хозоперации по реализации и составлять расходные накладные, акты приемки-передачи и т. п. По крайней мере, для предотвращения лишних споров с контролирующими органами.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы