Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Является ли оплаченный счет основанием для отражения хозоперации о реализации в бухучете?


Можно ли на основании оплаченного покупателем (заказчиком) счета отражать хозоперации по реализации в бухучете сельхозпредприятия без применения расходных накладных, актов приемки-передачи и других документов?


Прежде всего отметим, что все без исключения хозоперации, осуществленные предприятием, сопровождаются надлежащим образом составленными первичными документами. В ином случае предприятие не имеет права их отразить на счетах бухучета. Поскольку по данным бухучета составляется финансовая, налоговая (ст. 44 Налогового кодекса) и статистическая отчетность, отсутствие задокументированных в первичке данных приводит к искажениям в отчетности. А это влечет за собой применение штрафных санкций к предприятию.

Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены в бумажной или электронной форме и должны иметь следующие обязательные реквизиты: название документа (формы); дату составления; название предприятия, от имени которого составлен документ; содержание и объем хозоперации, единицу измерения хозоперации; должности лиц, ответственных за осуществление хозоперации и правильность ее оформления; личную подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, участвующее в осуществлении хозяйственной операции (ч. 2 ст. 9 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV, далее – Закон № 996).

Рассматриваемый вопрос не случаен. Ведь в связи с принятием Закона от 03.11.16 г. № 1724-VIII был упрощен документооборот предприятий путем уменьшения требований к первичному документу и сокращения перечня его обязательных реквизитов (см. «Новые требования к составлению первичных документов: анализ изменений»). Внесенные поправки позволили считать оплаченный (акцептованный) счет-фактуру (инвойс) основанием для отражения экспортных операций в бухучете.

А как быть с внутреннеукраинскими хозяйственными операциями? Согласно украинскому законодательству счет (счет-фактура, инвойс) – это документ, который означает предложение об оплате. Сам по себе счет, выставленный поставщиком (полученный покупателем, заказчиком), не подтверждает проведение хозоперации, поскольку не вызывает изменений в структуре активов и обязательств, в собственном капитале каждой из сторон (ст. 1 Закона № 996). То есть выставленный счет не является первичным документом. Если же счет оплачен (деньги списаны со счета, выданы из кассы), то это означает проведение хозоперации. И в таком случае счет, который содержит все необходимые реквизиты, дающие возможность идентифицировать хозоперацию и ее участников, является первичным документом, подтверждающим такую операцию.

Аналогичную позицию выражает и Минфин (см. письмо от 16.02.17 г. № 31-11410-06-5/4339), и специалисты ГФС (письмо от 31.03.17 г. № 6964/ 10/26-15-14-05-04-22). Однако, по нашему мнению, одного, даже оплаченного, счета как самостоятельного первичного документа недостаточно. В частности, в случае доставки товара (продукции) к покупателю собственным (или наемным) транспортом возникает потребность в товарно-транспортной накладной – обязательном первичном документе, на основании которого осуществляют автоперевозку грузов внутреннего сообщения (ст. 48 Закона от 05.04.01 г. № 2344-III «Об автомобильном транспорте», далее – Закон № 2344; п. 11.1 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденных приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363).

Поэтому пока ГФС и Минфин не установят общего и понятного алгоритма использования счета (инвойса) для ведения бухучета и налогообложения, советуем не отказываться от старых правил документирования хозоперации по реализации и составлять расходные накладные, акты приемки-передачи и т. п. По крайней мере, для предотвращения лишних споров с контролирующими органами.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
02.04.2025
Тара для готовой продукции: бухгалтерский учет
Каждое сельскохозяйственное предприятие хотя бы раз сталкивалось с вопросом учета тары. Она может использоваться как для упаковки готовой продукции, так и для хранения и транспортировки товарно-материальных ценностей. А предприятие может быть как продавцом, реализующим продукцию в таре, так и покупа...
Популярное
03.02.2025
Подача декларации единщиками четвертой группы – юрлицами
До 20 февраля сельхозпредприятия для подтверждения статуса плательщика единого налога (далее – ЕН) или перехода в четвертую группу единщиков должны подать отчетность по этому налогу. Отметим, что, по уведомлению Минфина и ГНС с 2025 года должна действовать новая форма декларации единщиков и пр...
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
06.02.2025
Плата за землю: отчитываемся за 2025 год
Плата за землю состоит из земельного налога и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности (далее – арендная плата). То есть, если в собственности субъекта хозяйствования есть земельные участки либо он арендует земли государственной или коммунальной собственности, ему н...
Новое
10.04.2025
Как обжаловать индивидуальную налоговую консультацию: практические советы
Индивидуальная налоговая консультация (далее – ИНК) является важным инструментом взаимодействия между налогоплательщиком и контролирующим органом, который должен обеспечить предсказуемость и стабильность налоговых правоотношений. Однако на практике бывают случаи, когда выданная ИНК противоречи...
07.04.2025
Предприятие сдает в аренду часть помещения: как оформить договор, подать форму № 20-ОПП и что с налогом на недвижимость?
На практике нередко возникают ситуации, когда предприятие планирует сдать в аренду только часть помещения (склада, ангара и т. п.). Однако в таких случаях возникает ряд вопросов, в частности: как правильно указать в договоре аренды, что в пользование передается именно часть помещения; нужно ли п...
04.04.2025
Предприниматель мобилизован, но продолжает вести деятельность через представителя: как оформлять договоры?
Предприниматель был мобилизован, но продолжает вести предпринимательскую деятельность, выдав для этих целей доверенность своей жене. Доверенность предусматривает, в частности, право на заключение договоров от имени предпринимателя. В связи с этим возник вопрос: как нужно оформлять договоры, которые ...
Лучшие материалы
Центр уведомлений