Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Срок давности для применения штрафных санкций исчисляется с даты фактической уплаты денежного обязательства – ВС

17.10.2023 15 0 0

Кассационный административный суд (далее – КАС) оставил без удовлетворения кассационную жалобу предприятия об отмене уведомления-решения налогового органа о начислении штрафа за просрочку срока уплаты ренты за специальное использование воды. Об этом говорится в постановлении судебной палаты по рассмотрению дел по налогам, сборам и другим обязательным платежам КАС. 

Суть спора 

В мае 2018 года предприятие обратилось в суд с иском в территориальный орган ГФС, в котором просило признать противоправным и отменить налоговое уведомление-решение. Налоговый орган оштрафовал предприятие после проведения камеральной проверки о своевременности уплаты налогового обязательства по рентной плате за специальное использование воды за 2006 и 2008 годы. 

На обоснование иска предприятие, в частности, ссылалось на то, что налоговым органом применены штрафные санкции вне сроков давности, предусмотренных п. 102.1 Налогового кодекса (далее – НК). 

Какими были решения судов 

Суд первой инстанции, с решением которого согласился суд апелляционной инстанции, в удовлетворении отказал. Суды отметили, что поскольку фактическая уплата согласованных денежных обязательств состоялась в период с июня по ноябрь 2017 года, то камеральная проверка правомерно проведена в сроки и в порядке, определенном ст. 75, 76 НК, а именно 12 декабря 2017 года. 

Что решил КАС ВС

КАС оставил без удовлетворения кассационную жалобу предприятия, а решение судов предыдущих инстанций без изменений. 

В ст. 102 НК установлены сроки давности – 1 095 и 2 555 дней, а также правила его применения или неприменения, остановки отсчета или продления. 

Обоснование решения 

Судебная палата КАС указала, что в п. 102.1 НК определен срок давности в 1 095 дней и указано, что этот срок применяется налоговым органом в случае проведения проверки и самостоятельного определения суммы денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных НК, не позднее истечения 1 095 дня, следующего за последним днем предельного срока представление налоговой декларации. 

Суд отметил, что предприятие самостоятельно задекларировало суммы налоговых обязательств, а налоговый орган не проводил проверку представления декларации и правильность задекларированных показателей, а потому предельный срок подачи налоговой декларации в этом споре не имеет никакого значения. Применению же подлежит только срок давности 1 095 дней, на который есть призвание в предписаниях п. 76.3, ст. 113, 114, 115 НК. 

КАС также отметил, что специфика применения штрафной санкции согласно ст. 126 НК, состоит в том, что контролирующий орган начисляет их на уплаченную согласованную сумму налогового обязательства. То есть базой определения суммы штрафных санкций является фактически уплаченная сумма, а не сумма налогового долга или сумма денежного обязательства в полном объеме. 

Таким образом, датой, с которой исчисляется 1 095-дневный срок, за который может быть наложен штраф, является дата уплаты согласованной суммы налогового обязательства, а не дата, на которую приходится истечение установленного законом предельного срока уплаты согласованного денежного обязательства. 

Учитывая изложенное КАС Верховный Суд пришел к выводу, что датой, с которой исчисляется 1 095-дневный срок, определен п. 102.1 НК, как в части проведения налоговым органом камеральной проверки по вопросам своевременности уплаты согласованного налогового (денежного) обязательства, так и применения штрафных санкций согласно п. 126.1 НК за несвоевременную уплату налогоплательщиком согласованного денежного обязательства, есть дата фактической уплаты согласованной суммы налогового обязательства. 

Постановление Верховного Суда от 24.07.2023 по делу № 821/850/18

https://supreme.court.gov.ua/ 

Комментарии к материалу

Лучшие материалы