Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Ликвидация ОС – когда можно не начислять налоговые обязательства

21.02.2019 859 0 0

В Индивидуальной налоговой консультации от 29.01.19 г. № 300/ІПК/28-10-27-01-11 (далее – ИНК № 300) ГФС рассматривает особенности администрирования НДС при ликвидации объектов основных средств (далее – ОС).

Прежде всего отметим, что вопрос о начислении НДС при ликвидации объектов ОС регулируется специальной нормой – п. 189.9 Налогового кодекса (далее – НК). Также можно руководствоваться Обобщающей налоговой консультацией, утвержденной приказом Минфина от 03.08.18 г. № 673 (далее – ОНК № 673).

Ликвидация объектов ОС может происходить по разным причинам. И начисление налоговых обязательств зависит от этих причин.

1. Объект ОС (как производственного, так и непроизводственного назначения) ликвидируется по желанию плательщика НДС. Такая ликвидация рассматривается как поставка, а значит следует начислить налоговые обязательства исходя из обычной (рыночной) цены такого объекта, но не ниже его балансовой стоимости на момент ликвидации (абзац первый п. 189.9 НК).

2. Объект ОС ликвидируется в связи с его уничтожением вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (пожар, наводнение, кража и т. п.). В этом случае налоговые обязательства по НДС не начисляются, если факт такого уничтожения подтвержден документально (абзац второй п. 189.9 НК). Вид подтверждающего документа зависит от обстоятельств. Например, в случае кражи это извлечение из Единого реестра досудебных расследований, в случае пожара – акт, составленный согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 26.12.03 г. № 2030 и т. п. (подробнее документы приведены в ИНК № 300 и ОНК № 673).

3. Объект ОС ликвидируется в связи с уничтожением, разборкой или преобразованием, из-за чего уже не может быть использован по своему первоначальному назначению. Стоит отметить, что это самый распространенный случай ликвидации объекта ОС на практике. И в этом случае налоговые обязательства по НДС не начисляются, если плательщик представит в орган ГФС подтверждающий документ (абзац второй п. 189.9 НК).

Что же это за документ? Например, это может быть акт на списание объектов ОС типовой формы № ОЗ-3, утвержденной приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352. Или же другой документ произвольной формы, который содержит все реквизиты, предусмотренные для первичного документа.

Этот акт (или другой документ) оформляет созданная на предприятии комиссия. Такой комиссией подтверждается факт непригодности объекта ОС к использованию, невозможности его использования другими предприятиями, организациями и учреждениями, неэффективности или нецелесообразности его улучшения (ремонта, модернизации и т. п.) (п. 41–43 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561).

Когда же плательщик НДС должен представить в орган ГФС документ, подтверждающий уничтожение объекта ОС?

Пункт 189.9 НК не содержит прямого ответа на этот вопрос. Поэтому ГФС в своих разъяснениях настаивала на представлении такого документа вместе с декларацией за отчетный период, в котором произошла ликвидация объекта ОС. Однако в ОНК № 673 Минфин разъяснил так: поскольку нормами НК не определен порядок подачи документов, подтверждающих факт уничтожения объекта ОС, плательщик НДС может подать такие документы в орган ГФС:

  • либо по собственной инициативе (например, вместе с декларацией за период, в котором списывался объект ОС),
  • либо после запроса от органа ГФС.

Документы можно подать лично в орган ГФС, отправить почтой (с уведомлением о вручении и с описью вложения) или же в электронном виде с наложением ЭЦП.

Также напомним, что при ликвидации объекта ОС следует руководствоваться исключительно специальной для этих операций нормой – п. 189.9 НК. Норма пп. «г» п. 198.5 НК для этих операций не применяется.

Комментарии к материалу

Лучшие материалы