Оплата труда в органах местного самоуправления в условиях военного положения – разъяснение
В рамках работы Консультативной группы по вопросам местных финансов поступают вопросы порядков, условий и требований к начислению и оплате труда в органах местного самоуправления.
Эксперт Офиса реформ Игорь Онищук подготовил разъяснение о применении отдельных норм законодательства при оплате труда работников органов местного самоуправления, в частности, в условиях военного положения.
Об общих нормах оплаты труда в органах местного самоуправления
15 марта Верховная Рада приняла в целом Закон Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» № 2136-IX (далее – Закон). Закон вступил в силу 24 марта 2022 года.
Нормы Закона, регулирующие аспекты трудовых отношений иначе, чем Кодекс законов о труде Украины (далее – КЗоТ) и другое законодательство о труде, имеют приоритетное применение на период действия военного положения для работников всех предприятий, учреждений, организаций в Украине независимо от формы собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами.
Нормы законодательства о труде, противоречащие положениям настоящего Закона, на период действия военного положения не применяются.
В то же время другие нормы законодательства о труде, не противоречащие положениям Закона, также могут/должны применяться в отношениях между работником и работодателем.
Согласно части 1 статьи 10 Закона заработная плата выплачивается работнику на условиях, определенных трудовым договором.
При этом работодатель освобождается от ответственности за нарушение обязательства по срокам оплаты труда, если докажет, что это нарушение произошло вследствие ведения боевых действий или действия других обстоятельств непреодолимой силы. Но освобождение работодателя от ответственности за несвоевременную оплату труда не освобождает его от долга заработной платы.
В случае невозможности своевременной выплаты заработной платы в результате ведения боевых действий срок выплаты заработной платы может быть отсрочен до момента возобновления деятельности предприятия.
Согласно статье 13 Закона трудовой договор может быть приостановлен. Поскольку при приостановлении трудового договора выплата заработной платы работодателем не будет производиться, то отсутствует база начисления ЕСВ, а соответственно ЕСВ не уплачивается.
При этом считаем, что работодатель также должен фиксировать размер ЕСВ, который подлежал бы выплате из сумм заработной платы и компенсационных выплат, которые выплачивались бы работнику, если бы такой приостановки трудового договора не было.
Возмещение этих платежей на время приостановки действия трудового также будет возложено на государство, совершающее военную агрессию против Украины.
В период действия военного положения работодатель имеет право перевести работника на другую работу, не оговоренную трудовым договором, без его согласия с соблюдением требований части первой статьи 3акона. Кроме того, допускается изменение существенных условий труда (систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установления или отмены неполного рабочего времени, совмещения профессий, смены разрядов и наименования должностей и других).
О размерах и условиях оплаты труда работников ОМС
Тарифная ставка (оклад) оплаты труда устанавливается исходя из установленных работодателем норм длительности рабочего времени, которые в условиях военного положения могут достигать 60 часов в неделю.
Правовые нормы по оплате труда работников органов местного самоуправления в зарплате определяются статьей 21 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления».
Условия оплаты труда должностных лиц местного самоуправления определяются органом местного самоуправления на основании условий оплаты труда, установленных постановлением Кабинета Министров Украины «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268 (далее – постановление 268), и схем должностных окладов согласно приложениям 48-53 и 57 к указанному постановлению.
Об оплате труда при работе дистанционно
Во время военного положения работники могут исполнять должностные обязанности как в штатном режиме, так и за пределами рабочего помещения или административного здания, то есть дистанционно. Статьей 60-2 КЗоТ Украины определены условия, порядок и основания дистанционной работы.
В таком случае дистанционная работа может вводиться приказом (распоряжением) владельца или уполномоченного им органа без обязательного заключения трудового договора о дистанционной работе в письменной форме.
В указанных случаях оплата труда производится в полном объеме в соответствии с законодательством.
При дистанционной работе учет рабочего времени проводится в соответствии с требованиями части 2 статьи 30 Закона Украины «Об оплате труда». Оплата труда за отработанные работником часы (дни) работы в соответствующем месяце осуществляется на основании табеля учета рабочего времени исходя из размера часовой тарифной ставки/месячного должностного оклада.
Об оплатетруда на время простоя
Согласно части второй статьи 9 Закона Украины "О правовом режиме военного положения", Кабинет Министров Украины, другие органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют полномочия, предоставленные им Конституцией Украины, этим и другими законами Украины.
Согласно статье 34 КЗоТ Украины, в случае отсутствия организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, объявляется простой в отношении отдельных работников или структурных подразделений.
Пунктом 2 постановления Кабинета Министров Украины от 07 марта 2022 г. № 221 руководителям органов местного самоуправления рекомендовано до прекращения или отмены военного положения в Украине в пределах фонда заработной платы, предусмотренного в смете, самостоятельно определять размер оплаты времени простоя работников, но не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику тарифного разряда (должностного оклада).
При этом налоги с начисленной зарплаты при простой работодателю нужно уплатить в общем порядке. То есть при начислении зарплаты за время простоя необходимо начислить и удержать НДФЛ, военный сбор и ЕСВ.
О расчете и начислении заработной платы
Расчет заработной платы осуществляется на основании табелей учета использования рабочего времени (рабочее время, временная нетрудоспособность, все виды отпусков, другие неявки по уважительной причине, простой и т.п.).
Зачисления заработной платы производятся на основании платежных поручений с обязательной уплатой НДФЛ, военного сбора и ЕСВ в соответствии с требованиями законодательства.
В условиях военного положения в случае отсутствия лица, имеющего право второй подписи, платежи производятся при наличии первой подписи (пункт 20 Порядка исполнения полномочий Государственной казначейской службой в особом режиме в условиях военного положения. утвержденного постановлением КМУ от 9 июня 2021 г. № 590) .
Заработная плата работников органов местного самоуправления включает в себя должностной оклад и/или ставку почасовой оплаты труда, а также надбавки, доплаты, премии, материальные пособия.
Сумма должностного оклада в обязательном порядке утверждается в штатном расписании.
Кроме того, для работников органов местного самоуправления возможны следующие надбавки (условия и размер их начисления в соответствии с нормами определенными в скобках): за ранг (приложение 57 к постановлению 268), за выслугу лет (подпункт 4 пункта 3 постановления 268), за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы (подпункта "в" подпункта 1 пункта 2 постановления 268), за знание и использование в работе иностранного языка (пункт 3 постановления 268), за почетное звание «заслуженный» (подпункт 1 пункта 3 постановления 1298) .
Месячные тарифные ставки и надбавки обслуживающим рабочим органов местного самоуправления определены в приказе Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины от 23 марта 2021 № 609 (в частности, в приложениях и примечаниях к ним).
Условия оплаты труда должностных лиц органов местного самоуправления утверждаются органами местного самоуправления соответствующими документами (положения, приказы, распоряжения и т.п.).
Премирование работников происходит согласно утвержденному положению о премировании
Конкретный размер премии работнику указывается в приказе о премировании, а руководителю – в приказе о премировании, выдаваемом органом высшего уровня.
Работники органов местного самоуправления могут получать два вида материальной помощи в год, а именно: материальная помощь на оздоровление во время отпуска и решения социально-бытовых вопросов.
Суммарный размер материальной помощи ограничен размером среднемесячной зарплаты (подпункт 3 пункта 2 постановления №268, пункт 2.2 приказа №609). Кроме пособия на погребение, которое может быть и больше среднемесячной зарплаты (пункт 2.2 приказа № 609).
Фонд оплаты труда работников органов местного самоуправления формируется из средств местного бюджета.
В то же время следует отметить, что постановлением Кабинета Министров Украины от 04 марта 2022 года № 199 предусмотрена выплата в размере 6500 грн для тех, кто потерял работу (возможность работать) за счет средств государственного бюджета по программе общего фонда 1201230 «Оказание помощи в рамках Программы».
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу