Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Обязательный аудит и аудиторское заключение в ГНС: требования-2021, ответственность, риски

28.05.2021 24195 0 2

Некоторым предприятиям в этом году впервые придется представить в налоговый орган (до 10 июня) финотчетность за 2020 год с аудиторским заключением. Кто среди этих «счастливцев», какая ответственность и какие риски могут грозить за игнорирование данного требования и есть ли «карантинные послабления» – расскажем в деталях.


Для кого аудит обязателен

Обнародование предприятиями финотчетности вместе с аудиторским заключением предусмотрено нормами ст. 14 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996).

Под обнародованием подразумевается размещение на своих сайтах (веб-страницах). Кого касается данное требование и сроки обнародования в зависимости от категории предприятия и особенностей его деятельности представим в табл. 1.

Таблица 1. Сроки обнародования финотчетности с аудиторским заключением

Категория предприятия/учреждения

Срок обнародования

Предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, которые не являются эмитентами ценных бумаг).

Публичные акционерные общества.

Субъекты природных монополий на общегосударственном рынке.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях

До 30 апреля года,
следующего за отчетным

Главные распорядители бюджетных средств

Крупные предприятия, которые не являются эмитентами ценных бумаг.

Средние предприятия*

Не позднее чем до 1 июня года,
следующего за отчетным периодом

Прочие финансовые учреждения, которые относятся к микро- и малым предприятиям

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств

* Подробно о классификации предприятий по размерам мы рассказывали в материалах:

В свое время Минфин разъяснял вопрос первого периода обнародования финотчетности с аудиторским заключением (письмо Минфина от 07.12.18 г. № 35210-06-5/32299). Для тех, кто представляет общественный интерес, обнародование было обязательно уже за 2018 год, а вот, скажем, средние предприятия впервые обнародовали финотчетность с аудиторским заключением за 2019 год.

Важно: все средние и крупные предприятия обязаны обнародовать финотчетность. А вот микро и малые – нет. Но если они – финучреждения, то должны обнародовать. Остальные же микро- и малые предприятий – счастливчики, которых это участие миновало.

Добавим, что кроме требования обнародования из Закона № 996, для коммунальных и государственных предприятий прописаны особые правила в ч. 3 ст. 90, ч. 8 ст. 78 Хозяйственного кодекса (далее – ХК), которые не зависят от размера предприятия. Все они обязаны обнародовать свою финотчетность, да еще и не за один год. А вот проводить ли обязательный аудит – зависит от решения местного совета, решений КМУ, требований других нормативных актов (в т. ч. и Закона № 996).

Ответственность за необнародование финотчетности с аудиторским заключением

Законодательством предусмотрена админответственность за необнародование финотчетности с аудиторским заключением. Штраф может грозить должностным лицам предприятия (см. табл. 2).

Таблица 2. Административная ответственность за необнародование финотчетности вместе с аудиторским заключением

Вид ответственности

За первое нарушение

За аналогичное нарушение, совершенное
во второй раз в течение года

Административная ответственность

За нарушение порядка обнародования финансовой отчетности или консолидированной финансовой отчетности

ст. 16316 КУоАП

От 17 000 грн до 34 000 грн

От 34 000 грн до 51 000 грн

За непредставление аудиторского заключения, если это предусмотрено законодательством

ст. 1631 КУоАП

От 85 грн до 170 грн

От 170 грн до 255 грн

Подчеркнем: если предприятие уплатит этот штраф за физическое лицо, это будет расценено как дополнительное благо с соответствующим обложением НДФЛ и военным сбором.

Добавим: отдельным категориям (финучреждениям, эмитентам ценных бумаг и т. п.) профильное законодательство может предусматривать отдельную ответственность за необнародование финотчетности с аудиторским заключением.

«Карантинное послабление» для финотчетности за 2019 год

Дословно из п. 12 разд. V Закона № 996 «Лица, ответственные за своевременное и в полном объеме представление и обнародование финансовой отчетности, определенные статьей 11 данного Закона, освобождаются от ответственности за нарушение сроков обнародования финансовой отчетности за 2019 год или консолидированной финансовой отчетности за 2019 год вместе с аудиторским отчетом в случае, если такая отчетность будет обнародована в период действия карантина, установленного в целях предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), или в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем завершения такого карантина, но не поздее 31 декабря 2020 года, а для предприятий, являющихся эмитентами ценных бумаг, в течение срока, установленного пунктом 7 раздела VII «Заключительные положения» Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», но не позднее 31 декабря 2020 года».

Поэтому, если ваше предприятие – из категории тех, кто попал под обязательный аудит, и оно обнародовало финотчетность с аудиторским заключением за 2019 год с просрочкой, но до конца 2020 года, штрафа не будет.

А вот для отчетности за 2020 год, хоть карантин и длится, таких послаблений пока нет. Поэтому, чтобы избежать штрафных санкций, важно вписаться в оговоренные Законом № 996 сроки для обнародования финотчетности с аудиторским заключением.

Кто может наложить админштраф и контролировать обнародование финотчетности

К административной ответственности может привлечь (наложить штраф по ст. 16316 КУоАП) :

  • Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью – за нарушение порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом (ст. 24422 КУоАП);

Рассматривать дела об админправонарушениях и налагать админвзыскания имеет право от имени Органа общественного надзора за аудиторской деятельностью исполнительный директор Инспекции по обеспечению качества;

  • НБУза нарушение банками, небанковскими финучреждениями и лицами, которые не являются финансовыми учреждениями, но имеют право предоставлять отдельные финансовые услуги, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет НБУ, порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом (ст. 2343 КУоАП);
  • Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – за нарушение эмитентами, ценные бумаги которых допущены к торгам на фондовых биржах или по ценным бумагам которых осуществлено публичное предложение, или профессиональными участниками фондового рынка порядка обнародования финотчетности вместе с аудиторским отчетом (ст. 24417 КУоАП).

Как будут проверять эти органы на практике, можно только догадываться. Ведь финотчетность с аудиторским заключением может быть «спрятана» не обязательно на главной странице сайта предприятия. Поэтому покажет практика, останется ли админштраф только в теории, или на самом деле будет реально грозить должностному лицу предприятия, проигнорировавшему требование обнародования.

Представление финотчетности с аудиторским заключением в ГНС

Закон от 16.01.20 г. № 466-IX обязал плательщиков налога на прибыль, которые согласно Закону № 996 должны обнародовать финотчетность с аудиторским заключением, подавать ее отдельно еще и в ГНС. Не будут же они искать ее на сайте компании… А желают получить «персонально» не позднее 10 июня года, следующего за отчетным. Такое требование включили в Налоговый кодекс (см. «Налоговая реформа: обзор изменений в Налоговый кодекс»), и применяется оно впервые именно к отчетности за 2020 год (письмо ГНС от 04.06.20 г. № 8939/7/99-00-07-02-01-07, Информационное письмо ГНС № 12).

Но на этом еще не все: если по результатам проверки аудиторы выявили ошибку – нужно представить уточняющую декларацию (п. 50.1 НК).

Обновленные требования к представлению финотчетности плательщиками налога на прибыль см. в табл. 3. Конечно, речь идет о крупных и средних предприятиях и финучреждениях независимо от размера, ведь предприятия только этих категорий обязаны обнародовать финотчетность.

Таблица 3. Представление финотчетности с аудиторским заключением в орган ГНС

Предоставление финотчетности вместе с отчетной декларацией (п. 46.2 НК)

Предоставление аудиторского
заключения с финотчетностью 
(п. 46.2 НК)

Представление уточняющей декларации – если в финотчетности аудиторами обнаружена ошибка (п. 50.1 НК)

Все плательщики налога на прибыль вместе с отчетной декларации подают и финотчетности.

Конечно те плательщики налога на прибыль, которые согласно Закону № 996 обязаны обнародовать финотчетность с аудиторским заключением, при представлении отчетной декларации подают финотчетность еще без проверки аудиторов (ведь как правило такая проверка еще и не проводилась на отчетную дату)

Плательщики налога на прибыль, которые в соответствии с Законом № 996 обязаны обнародовать годовую финотчетность и годовую консолидированную финотчетность вместе с аудиторским отчетом, подают контролирующему органу годовую финансовую отчетность, которая подлежит обнародованию вместе с аудиторским отчетом в срок не позднее 10 июня года, следующего за отчетным

Если после проверки аудиторов выявлены ошибки и они повлияли на показатели декларации – нужно представить уточняющую годовую декларацию не позднее 10 июня года, следующего за отчетным

Пояснения

Например, отчитываясь за 2020 год, не позже 1 марта 2021 года с отчетной декларацией налогоплательщики представляли финотчетность еще без аудиторского заключения

Плательщики налога на прибыль – крупные, средние предприятия и финучреждения (независимо от размера) финотчетность за 2020 год вместе с аудиторским заключением представляют в ГНС не позднее 10 июня. Подчеркнем: только финотчетность + аудиторский отчет.

В случае непредставления (несвоевременного представления) годовой финотчетности, которая подлежит обнародованию вместе с аудиторским отчетом, применяется ответственность, предусмотренная п. 120.1 НК для представления налоговых деклараций (расчетов)

Подчеркнем: если после проверки аудиторов ошибок, повлиявших на показатели декларации по налогу на прибыль, нет, то уточняющую декларацию представлять не нужно, а только финотчетность с аудиторским заключением (как того требует п. 46.2 НК).

А вот если ошибки найдены аудиторами и они отразились на годовой декларации по налогу а на прибыль, то нужно представить уточняющую декларацию вместе с финотчетностью (конечно, исправленной) и аудиторским отчетом

Как предоставить финотчетность с аудиторским заключение через частную часть электронного кабинета разясняют налоговики – см. их новость «Фінзвітність: правила подання до контролюючого органу».

Ответственность за непредставление в ГНС финотчетности с аудиторским заключением

Повторяем: это касается плательщиков налога на прибыль – крупных, средних предприятий и финучреждений, которые обязаны обнародовать финотчетность с аудиторским заключением.

Непредставление (несвоевременное представление) финотчетности с аудиторским заключением приравнено к непредставлению (несвоевременному представлению) декларации. То есть грозит штраф в размере 340 грн, а за повторное нарушение в течение года – 1 020 грн (п. 46.2, п. 120.1 НК).

«Карантинные послабления»: на период карантина (с 1 марта 2020 года по последний день месяца действия карантина) эти штрафы не применяются (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НК).

Если же аудиторы выявили ошибку, повлиявшую на годовую декларацию по налогу на прибыль, но предприятие не подало уточняющую декларацию (не исправило самостоятельно ошибку), то грозит аналогичный штраф – как за непредставление декларации.

А вот исправление ошибки без уплаты самоштрафа и пени (конечно, если ошибка состоит в занижении налоговых обязательств) влечет за собой наложение штрафа в размере 5 % от суммы самостоятельно начисленного занижения налогового обязательства (п. 120.2 НК).

Учтите: при самостоятельном исправлении ошибок за 2020 год, которые привели к занижению налоговых обязательств по налогу на прибыль, самоштраф не начисляется и пеня за период действия карантина не исчисляется (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НК).

Но, хотя карантинный период для нарушений по налогу на прибыль и «бесштрафный», непредставление финотчетности с аудиторским заключением в ГНС может таить в себе другие риски.

Риски непредставления финотчетности и аудиторского отчета в ГНС

Непредставление плательщиками НДС финотчетности вместе с аудиторским заключением является угрозой для них очутиться в рядах рискованных.

Ведь одним из критериев рискованности плательщика НДС является непредставление им, как плательщиком налога на прибыль предприятий, в контролирующий орган финотчетности за последний отчетный период вопреки нормам пп. 16.1.3 и п. 46.2 НК (п. 7 приложения 1 к Порядку приостановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденному постановлением КМУ от 11.12.19 г. № 1165).

Как следствие, возможна блокировка налоговых накладных и расчетов корректировки.

Налоговики вряд ли запустят массовую проверку представления финотчетности с аудиторским заключением не позднее 10 июня для критерия рискованости плательщика НДС, ведь им нужно четко понимать, каким является предприятие по размеру.

Однако исключать этого не стоит, ведь налоговики могут пойти простым путем: отфильтровать предприятия, которые подали формы № 1-мс, № 2-мс и № 1-м, № 2-м как микро- и малые и для которых аудит необязателен, а остальных – подавших за 2020 год полный комплект согласно НП(С)БУ 1, трактовать как средние и крупные предприятия, ожидая от них, соответственно, финотчетность с аудиторским заключением.

Однако заметим, что это слишком упрощенное разграничение. Ведь среди тех, кто отчитывается по полному комплекту (а не по упрощенным формам из НП(С)БУ 25), могут быть и микро- и малые предприятия, ведь сам стандарт дает им право выбирать формы: или сокращенные из профильного НП(С)БУ 25, или общие из НП(С)БУ 1 (п. 2 раздела ІІ НП(С)БУ 1).

Как контролеры будут применять (и будут ли применять вообще) норму п. 7 Критериев рискованности плательщика НДС к средним и крупным предприятиям за непредставление финотчетности с аудиторским заключением после 11 июня 2021 года, покажет только время. Но реальная угроза блокировки налоговых накладных и расчетов корректировки на этом основании существует.

Правда, отметим: говорится в п. 7 приложения 1 к Порядку № 1165 о непредставлении финотчетности за последний отчетный период. Сделаем акцент на словах «последний отчетный» - для большинства средних и крупных предприятий последний отчетный по налогу на прибыль – это уже 1 квартал 2021 г. Но будут ли и налоговики такими «буквоедами» в ситуации с представлением финотчетности с аудиторским заключением за 2020 год (а это уже не последний отчетный период) не позже 10 июня 2021 – вопрос.

Для предприятий, имеющих контролируемые операции, аудиторский отчет (если он для них обязателен) – часть трансфертной документации. Ведь с 01.01.21 г. согласно пп. «й» пп. 39.4.6 НК документация по трансфертному ценообразованию включает, в частности, копию аудиторского заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика за отчетный период (отчетные периоды), за который подается документация по трансфертному ценообразованию (если его наличие обязательно для налогоплательщика).

То есть если предприятие обязано обнародовать финотчетность (например, крупное или среднее), то аудиторское заключение обязательно. И если к тому же у него есть контролируемые операции (в частности выполняется два критерия – объем дохода за год без косвенных налогов больше 150 млн грн, а объем операций со связанным нерезидентом или нерезидентом из Перечня КМУ от 27.12.17 г. № 1045 или Перечня от 04.07.17 г. № 480 превышает 10 млн грн, пп. 39.2.1.7 ПК), тогда в трансфертную документацию обязательно включается и копия аудиторского отчета. Напомним: отчет по трансфертному ценообразованию подается до 1 октября года, следующего за отчетным.

Подытожим

  1. Аудит обязателен для крупных и средних предприятий, а также для финучреждений независимо от размера. А микро- и малые предприятия не обязаны обнародовать финотчетность с аудиторским заключением (ст. 14 Закона № 996).
  2. За необнародование финотчетности с аудиторским заключением на своей веб-странице (конечно, теми, кто обязан это делать) грозит админштраф для должностных лиц в размере от 17 000 грн до 34 000 грн (п. 16316 КУоАП). К тому же, для отчетности за 2020 год нет освобождения от админштрафа. За 2019 год действовала спецнорма – штраф не начислялся, если обнародовали с просрочкой, но до конца 2020 года, а вот для отчетности за 2020 год пока таких смягчений нет.
  3. Плательщики налога на прибыль – средние и крупные предприятия и финучреждения обязаны представить не позднее 10 июня финотчетность с аудиторским заключением в ГНС (п. 46.2 НК). Но если при проверке аудиторы выявили ошибку, которая задела и показатели годовой декларации по налогу на прибыль, следует представить еще и уточняющую декларацию с самостоятельным исправлением ошибки вместе с правильной финотчетностью и аудиторским заключением (п. 50.1 НК).
  4. Заметим: при самостоятельном исправлении декларации за 2020 год самоштраф не начисляется, не будет и пени за время карантина (освобождение из п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НК).
  5. Плательщикам НДС, которые являются плательщиками налога на прибыль, важно подать финотчетность, как того требует НК, чтобы устранить угрозу рискованности на основании ее непредставления (п. 7 приложения 1 к Порядку № 1165). То есть крупным и средним предприятиям следует не игнорировать требование п. 46.2 НК, а представить не позднее 10 июня 2021 года финотчетность за 2020 год вместе с аудиторским заключением.
  6. Для тех предприятий, которые за 2020 год проходят обязательный аудит, да еще и попали под трансфертное ценообразование, аудиторский отчет входит в пакет документации по трансфертному ценообразованию (пп. «й» пп. 39.4.6 НК).
Таблица 1. Сроки обнародования финотчетности с аудиторским заключением.doc
Скачать
Таблица 2. Административная ответственность за необнародование финотчетности вместе с аудиторским заключением.doc
Скачать
Таблица 3. Представление финотчетности с аудиторским заключением в орган ГНС.doc
Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы