Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Приближается момент отмены ГК. Минюст разъясняет содержание реформы

26.08.2025

Для повышения правовой осведомленности общества и во избежание возможных вопросов в будущем Минюст этой публикацией сообщает правовую позицию в связи с введением в действие 28 августа 2025 года Закона Украины от 09 января 2025 года № 4196-IX «Об особенностях регулирования деятельности юридических лиц отдельных организаций» (далее – Закон № 4196), в результате чего Хозяйственный кодекс Украины (далее – ГК) утратит силу.

Безусловно, отказ от основополагающего законодательного акта, два десятилетия регламентировавшего сферу хозяйствования в Украине, вызывает у бизнес-сообщества много вопросов и в целом беспокойство относительно сохранения полноты правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений. Новое всегда настораживает, а иногда пугает.

В то же время, с введением в действие Закона начинается трехлетний переходный период как своеобразный «мягкий старт» реформы.

Поэтому Минюст видит необходимым максимально понятно разъяснить содержание реформы.

Следует отметить, что в течение первых шести месяцев переходного периода субъекты управления объектами государственной собственности должны принять решение о превращении государственных предприятий в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.

В случае если такое решение не будет принято в установленный срок, Правительство принимает решение о передаче единого имущественного комплекса соответствующего государственного предприятия в сферу управления Фонда государственного имущества Украины.

Фонд государственного имущества в течение года со дня оформления передачи принимает решение о прекращении предприятия или приватизации его единого имущественного комплекса.

Кроме того, Закон предусматривает реформирование институтов права хозяйственного ведения и права оперативного управления, которые до принятия составляли основу правового режима имущества субъектов хозяйствования государственного сектора экономики.

После завершения реформ правовой режим имущества таких субъектов составит право собственности или узуфрукт государственного имущества (личное безвозмездное владение и пользование).

Также следует отметить, что реформа коснется и предприятий коммунальной и частной форм собственности, организационно-правовые формы которых должны претерпеть изменения.

Со дня введения в действие Закона запрещается создание юридических лиц в организационно-правовых формах государственного предприятия (государственного коммерческого предприятия, государственного некоммерческого предприятия, казенного предприятия), коммунального предприятия (коммунального коммерческого предприятия, коммунального некоммерческого предприятия), совместного коммунального предприятия, частного предприятия, иностранного предприятия потребительской кооперации.

Через три года со дня введения в действие Закона запрещается внесение изменений в сведения о государственных предприятиях (государственных коммерческих предприятиях, казенных предприятиях), коммунальных предприятиях, совместных коммунальных предприятиях, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, кроме:

  • государственной регистрации прекращения юридического лица путем преобразования или ликвидации и связанных с этим изменений в сведения о юридическом лице;
  • государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, связанных с изменением руководителя юридического лица, или государственной регистрации изменения состава комиссии по прекращению, председателя комиссии или ликвидатора, управляющего прекращением;
  • государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, связанных с передачей единого имущественного комплекса государственного предприятия в сферу управления Фонда государственного имущества Украины;
  • государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, связанных с открытием производства по делу о банкротстве такого юридического лица.

Замечаем, что значительная часть положений ГК либо дублирует нормы специальных законов, либо устаревших и утративших свою ценность.

Учитывая, что соответствующие сферы правового регулирования общественных отношений скомпонованы в ГК у главы, считаем необходимым отметить краткий обзор по каждой главе в свете приведенной реформы:

  • глава 1 «Общие положения» - содержит общие основы, предмет, участников, сферы отношений, на которые не распространяется ГК, которые уже не имеют актуальности как отдельный предмет в связи с утратой ГК в целом;
  • глава 2 «Основные направления и формы участия государства и местного самоуправления в сфере хозяйствования» - посвящена определению общих принципов государственного регулирования хозяйственной деятельности, которые являются предметом регулирования отдельных специальных законодательных актов: Налогового кодекса Украины, законов Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», «О технических регламентах и ​​оценке соответствия субъектам хозяйствования», «О защите экономической конкуренции», «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере господарской деятельности», «О защите прав потребителей»;

В части государственного регулирования государственного заказа (статья 13) следует иметь в виду, что Закон Украины «О государственном заказе для удовлетворения приоритетных государственных нужд» утратил силу в связи с принятием Закона Украины от 10 апреля 2014 года № 1197-VII «О государственных закупках», который в свою очередь утратил силу в связи с 2 922-VIII "О публичных закупках".

При этом частью восьмой статьи 3 Закона Украины «О публичных закупках» предусмотрено, что особенности осуществления процедур закупки, определенных настоящим Законом, устанавливаются отдельными законами для таких товаров, работ и услуг, в частности относительно услуг по подготовке специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышению квалификации и переподготовке государственным заказам.

  • Такими специальными законами являются, например, законы Украины «Об оборонных закупках», «О формировании и размещении государственного заказа на подготовку специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров»;
  • глава 3 «Ограничение монополизма и защита субъектов хозяйствования и потребителей от недобросовестной конкуренции» – отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы законами Украины «О защите экономической конкуренции», «О защите от недобросовестной конкуренции», «О государственной помощи субъектам хозяйствования», «О государственной помощи субъектам хозяйствования»;
  • Глава 4 «Хозяйственная коммерческая деятельность (предпринимательство)» – определяет понятие «предпринимательство», раскрытое в статье 2 Закона № 4196, а другие ее положения содержат общие нормы и принципы предпринимательской деятельности. Также разнообразие организационно-правовых форм закреплено частью первой статьи 83 Гражданского кодекса Украины, в соответствии с которой юридические лица могут создаваться в форме обществ, учреждений и других форм, установленных законом. В свою очередь, порядок государственной регистрации установлен Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований». Общие гарантии прав работников установлены Кодексом законов о труде Украины. Основы равенства прав субъектов гражданских правоотношений установлены Гражданским кодексом Украины;
  • глава 5 "Некоммерческая хозяйственная деятельность" - Законом № 4196 предусмотрено внесение изменений в статью 85 "Непредпринимательские общества" Гражданского кодекса Украины (далее - ГК) (изложенная в новой редакции), которая в целом поглощает положения этой главы;
  • глава 6 «Субъекты хозяйствования – общие положения» – содержит понятия «субъект хозяйствования», «субъекты малого-микро- и крупного предпринимательства», раскрыты в статье 2 Закона № 4196, а другие положения этой главы охватываются положениями главы 7 ГК относительно общих основ образования и деятельности;
  • глава 7 "Предприятие", глава 8 "Государственные и коммунальные унитарные предприятия", глава 10 "Предприятия коллективной собственности" и глава 11 "Частные предприятия. Другие виды предприятий» содержат перечень организационно-правовых форм предприятий, в том числе такие как «частное предприятие», «государственное предприятие», «коммунальное предприятие», «коллективное предприятие» и регулируют общие основы их создания, деятельности и соответствующие формы.

Закон № 4196 в целом предусматривает реформирование организационно-правовых форм юридических лиц и, в частности, изъятие из правового поля украинского законодательства такой организационно-правовой формы как «предприятие», в связи с чем нормы указанных глав, посвященные регулированию этих организационно-правовых форм юридических лиц, не будут иметь отдельного предмета регулирования, а следовательно, утратят актуальность.

Вместе с тем, на переходный период, предусмотренный Законом № 4196 для реформирования организационно-правовых форм юридических лиц (три года), текущая хозяйственная деятельность предприятий может быть продолжена и будет основываться на нормах настоящего Закона.

Следует учитывать, что Законом № 4196 установлен запрет относительно государственной регистрации новых юридических лиц в организационно-правовых формах, определенных в статье 1 Закона, внесение изменений в любые сведения о действующих государственных предприятиях (государственных коммерческих предприятиях, казенных предприятиях), коммунальных предприятиях, совместных коммунальных предприятиях, содержащихся в Едином государственном лице формирований, кроме изменений в сведения, предусмотренные частью второй статьи 13 Закона № 4196 .

В этой связи Законом № 4196 для создания правовых условий деятельности предприятий в переходный период частично продублировал в себе нормы вышеприведенных глав, а также предусмотрел включение норм этих глав ГК в законы Украины «Об управлении объектами государственной собственности» (относительно государственных предприятий), «О местном самоуправлении в Украине» (относительно коммунальных предприятий).

Таким образом, до приведения деятельности предприятий в соответствие с требованиями Закона № 4196 предприятия общими положениями ГК о деятельности юридических лиц, нормами Закона № 4196-IX, законов Украины «Об управлении объектами государственной собственности», «О местном самоуправлении в Украине»;

  • глава 9 «Хозяйственные общества» – в целом дублирует положения статьи 84 ГК. В свою очередь Законом № 4196-IX предусмотрено внесение изменений в законы по урегулированию отношений по деятельности хозяйственных обществ в статье 96 Закона Украины «Об управлении объектами государственной собственности» (относительно хозяйственных обществ с государственной долей) и статьи 60 Закона Украины «О местном самоуправлении» (относительно хозяйственных обществ с коммунальной).

В то время как в части регулирования отношений по образованию и деятельности обществ, основанных частными субъектами, следует обращаться к специальным законам, например Закон Украины «Об акционерных обществах» и Закон Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»;

  • глава 12 «Объединение предприятий» – положения этой главы нашли свое отражение в статьях 4-10 Закона № 4196, посвященных объединениям юридических лиц. Такой подход к применению обобщенного понятия «объединения юридических лиц» в замену объединениям предприятий и хозяйственным объединениям гармонизирует эти положения с нормами ГК. Со дня введения в действие настоящего Закона юридические лица, созданные как объединение предприятий, руководствуются законодательством об объединении юридических лиц независимо от принятия такими юридическими лицами решения об изменении наименования и государственной регистрации изменений к сведениям о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований (пункт 1 № 4196);
  • глава 13 «Гражданин как субъект хозяйствования. Особенности статуса других субъектов хозяйствования» - отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы главой 5 ГК о деятельности физических лиц – предпринимателей;
  • глава 14 "Имущество субъектов хозяйствования" - отношения, являющиеся предметом регулирования этой главы, в полной мере урегулированы главами 23 "Общие положения о праве собственности", 30 "Общие положения о вещных правах на чужое имущество", 31 "Право владения чужим имуществом", 32 "Право пользования Ц. В свою очередь, понятие «право хозяйственного ведения» и «право оперативного управления» раскрыто в статьях 11 и 12 Закона № 4196 (утратят силу через три года). Предприятия в переходный период (три года) продолжают осуществлять свою деятельность на основе упомянутых вещных прав. Однако согласно части третьей статьи 13 Закона № 4196 закрепление (передача) имущества за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления запрещается;
  • глава 15 «Использование природных ресурсов в сфере хозяйствования» дублирует положения статей 13, 14 и 92 Конституции Украины. Отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы Кодексом Украины о недрах, Водным кодексом Украины, Лесным кодексом Украины, законами Украины «О животном мире», «О растительном мире», «О рыбном хозяйстве, промышленном рыболовстве и охране водных биоресурсов», «О природно-заповедном фонде Украины», «О (метан) угольных месторождений», «О соглашениях о разделе продукции»;
  • глава 16 «Использование в хозяйственной деятельности прав интеллектуальной собственности» - отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы главой 35 ГК и законами Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели», «Об охране прав на промышленные образцы», «Об охране прав на сорта растений», «Об охране прав на сорта растений» указание происхождения товаров»;
  • глава 17 «Ценные бумаги в хозяйственной деятельности» – содержит лишь отсылающую норму к Закону Украины «О рынках капитала и организованных товарных рынках», а статьи 164-166 этой главы были исключены;
  • глава 18 «Корпоративные права и корпоративные отношения» содержит лишь отсылочной нормы к Закону Украины «Об управлении объектами государственной собственности» (управлением корпоративными правами государства), а статьи 167-171 этой главы были исключены. Следует обратить внимание, что общие положения по реализации всеми участниками корпоративных прав, а не только государством, являются предметом регулирования статьи 961 ГК «Права участников (учредителей, акционеров, пайщиков) юридических лиц (корпоративные права)»;
  • глава 19 «Общие положения о хозяйственных обязательствах» – отношения, являющиеся предметом настоящей главы, в полной мере урегулированы положениями ГК, поскольку книга пятая ГК в целом посвящена обязательственному праву и содержит сходные с нормами ГК положения об обязательствах;
  • глава 20 «Хозяйственные договоры» – отношения, являющиеся предметом настоящей главы, в полной мере урегулированы положениями ГК, поскольку главы 52, 53 ГК аналогичным образом определяют понятие и условия договоров, порядок их заключения, изменения и расторжения;
  • глава 21 «Цены и ценообразование в сфере хозяйствования» - предметом этой главы, в полной мере урегулированы положениями Закона Украины «О ценах и ценообразовании»;
  • глава 22 «Выполнение хозяйственных обязательств. Прекращение обязательств» - отношения, являющиеся предметом настоящей главы, в полной мере урегулированы положениями ГК, поскольку общие нормы по возникновению и прекращению обязательств содержат главы 48-51 ГК;
  • глава 23 «Признание субъекта предпринимательства банкротом» – неактуальна в связи с принятием в 2019 году Кодекса Украины по процедурам банкротства. Отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы Кодексом Украины по процедурам банкротства. При этом следует обратить внимание, что изменения в Кодекс Украины по процедурам банкротства могут вноситься исключительно законами о внесении изменений в Кодекс Украины по процедурам банкротства (часть восьмая статьи 2 Кодекса);
  • Глава 24 «Общие положения ответственности участников хозяйственных отношений» – отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы положениями глав 3, 47, 48, 51 ГК. Так, статьи 13-14 ГК определяют общие основы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей. Правовые последствия нарушения обязательства установлены главой 51 ГК, в том числе статьями 610-611. В свою очередь отношения по просрочке должника урегулированы статьей 612, а просрочка кредитора – статьей 613 ГК;
  • глава 25 «Возмещение ущерба в сфере хозяйствования» – отношения, являющиеся предметом настоящей главы, в полной мере урегулированы положениями глав 22 47, 48, 51 ГК.

Так, понятие ущерба приведено в статье 22 ГК. В свою очередь статьей 623 ГК урегулированы общие основы возмещения ущерба, причиненного нарушением обязательства, определение размера ущерба. Кроме того, в части выполнения обязательства по возмещению ущерба солидарными должниками следует обратиться к статьям 541-544 ГК, а по применению должником регрессивных требований – к статье 544 ГК. Урегулированию ответственности за нарушение денежного обязательства посвящена статья 625 ГК;

  • глава 26 «Штрафные и оперативно-хозяйственные санкции» – отношения, являющиеся предметом настоящей главы, в полной мере урегулированы положениями главы 49 ГК, регулирующей отношения обеспечения выполнения обязательств, и глав 52, 53 ГК, определяющих понятие и условия договора.

Так, понятия неустойки (штрафа, пени) и порядок её внедрения в отношениях урегулированы статьями 549-552 ГК. В свою очередь, соотношение ущерба и неустойки при нарушении обязательства оговорены в статье 624 ГК.

Учитывая, что в соответствии с положениями статей 236-237 ГК основным документом, который должен определять виды и порядок применения оперативно-хозяйственных санкций, является именно договор, юридические лица могут предусмотреть применение соответствующих оперативно-хозяйственных санкций в договорах, руководствуясь общими положениями статей 611, 616, 6 обязательств;

  • глава 27 «Административно-хозяйственные санкции» - положения об административно-хозяйственных санкциях в полной мере перенесены в статью 15 Закона № 4196;
  • глава 28 "Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение антимонопольно-конкурентного законодательства" - отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы положениями законов Украины "О защите экономической конкуренции", "О защите от недобросовестной конкуренции", "Об Антимонопольном комитете Украины";
  • глава 29 «Отрасли и виды хозяйственной деятельности» – в целом классифицирует отрасли хозяйственной деятельности с целью осуществления статистических наблюдений. При этом согласно Закону Украины «Об официальной статистике» классификация не является предметом закона, а осуществляется путем разработки органами государственной власти соответствующих классификаторов;
  • глава 30 «Особенности правового регулирования хозяйственно-торговой деятельности» - отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы книгой пятой ГК, определяющей как общие положения обязательственного права, так и особенности регулирования отдельных договорных конструкций, а также другими законами Украины, например, «О рынке электрической энергии», «О рынке электрической энергии», «О рынке электрической энергии», рынок природного газа», «О публичных закупках», «О критической инфраструктуре», «О рынках капитала и организованных товарных рынках»;
  • глава 31 «Коммерческое посредничество (агентские отношения) в сфере хозяйствования» – отношения, являющиеся предметом настоящей главы, охваченные положениями главы 17 ГК, регулирующей отношения представительства, и отдельными нормами книги пятой ГК, регулирующими обязательственные, в том числе договорные отношения;
  • глава 32 «Правовое регулирование перевозки грузов» - отношения, являющиеся предметом настоящей главы, в полной мере урегулированы главами 64, 65 ГК и законами Украины «О транспорте», «О железнодорожном транспорте», «Об автомобильном транспорте», Кодексом торгового мореходства Украины, Воздушным кодексом Украины, а также законами Украины деятельность»;
  • глава 33 «Капитальное строительство» - отношения в сфере строительства, нормирование в строительстве, градостроительстве, пространственном планировании территорий и архитектуры нормированы законами Украины «О регулировании градостроительной деятельности», «Об архитектурной деятельности», «О строительных нормах», «Об предоставлении строительной продукции на рынке», «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности»;
  • глава 34 «Правовое регулирование инновационной деятельности» – отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы главой 62 ГК, законами Украины «Об инновационной деятельности», «Об инвестиционной деятельности», «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине», «О научной и научно-технической экспертизе»;
  • глава 35 «Особенности правового регулирования финансовой деятельности» – отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы главой 71 ГК, законами Украины «О банках и банковской деятельности», «О платежных услугах»;
  • глава 36 «Использование в предпринимательской деятельности прав других субъектов хозяйствования (коммерческая концессия)» – отношения, являющиеся предметом этой главы, урегулированные главой 76 ГК;
  • глава 37 «Внешнеэкономическая деятельность» – отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности»;
  • глава 38 "Иностранные инвестиции" - отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы законом Украины "О режиме иностранного инвестирования", "О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине";
  • глава 39 «Специальные (свободные) экономические зоны» ‑ Законом Украины от 9 июля 2022 года № 2389 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об основах государственной региональной политики и политики восстановления регионов и территорий» признаны утратившими силу законы Украины «Об общих началах создания и стимулирование развития регионов», «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест» и ряд законов Украины, которыми вводился специальный правовой режим хозяйственной деятельности на соответствующих территориях Украины.

В то же время в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 92 Конституции Украины исключительно законами Украины устанавливаются, в частности, порядок образования и функционирования свободных и других специальных зон, имеющих экономический или миграционный режим, отличный от общего.

Статьей 1 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" предусмотрено, что специальная экономическая зона - это территория, в пределах которой соответствующим законом Украины устанавливается и действует специальный правовой режим хозяйственной деятельности и специальный порядок применения и действия законодательства Украины.

Общие положения образования специальных экономических зон установлены статьями 24 и 25 настоящего Закона.

Также необходимо обратить внимание и на то, что согласно части первой статьи 70 и части первой статьи 130 Таможенного кодекса Украины с целью применения законодательства Украины по таможенному делу вводится такой таможенный режим, как свободная таможенная зона.

Следовательно, общие основы создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон урегулированы Конституцией Украины, Таможенным кодексом Украины и Законом Украины "О внешнеэкономической деятельности";

  • глава 40 «Концессии» – содержит отсылающую норму к Закону Украины «О концессиях», а статьи 407-410 этой главы исключены;
  • глава 41 «Другие виды специальных режимов хозяйственной деятельности» - отношения, являющиеся предметом этой главы, в полной мере урегулированы Кодексом гражданской защиты Украины, законами Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины», «О государственной границе Украины», «О природно-заповедном фонде Украины», «О состояния», «О правовом режиме военного положения».

Также следует обратить внимание на положения, теряющие силу вместе с ГК, и не зашедшие своего прямого отражения в других законах, однако их отсутствие в полной мере компенсируется системой других правовых предписаний.

Частями второй – четвертой статьи 64 ГК предусмотрено, что предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание.
Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия определяются положениями о них, утверждаемыми в порядке, определенном уставом предприятия или другими учредительными документами.

Предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения.

В ГК отношениям по созданию обособленных подразделений юридического лица посвящена статья 95 «Филиала и представительства».

Однако анализ ЦК не выявил положений, регулирующих отношения в целом по утверждению структуры юридического лица и, в частности, выделению структурных подразделений в его структуре.

Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 88 ГК основным учредительным документом общества является устав, в котором указываются наименования юридического лица, органы управления обществом, их компетенция, порядок принятия ими решений, порядок вступления в общество и выхода из него. Учредительный документ может содержать другие положения.

В аспекте вышеприведенных норм следует констатировать, что статья 64 ГК также отсылает в учредительный документ по вопросам регулирования деятельности структурных подразделений юридического лица.

Кроме того, пригодятся также положения специальных законодательных актов, регулирующих отношения по созданию и деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм.

Так, статья 71 Закона Украины «Об акционерных обществах» включает в компетенцию наблюдательного совета акционерного общества решение вопросов о создании, реорганизации и/или ликвидации структурных и/или обособленных подразделений общества, кроме случаев, когда по решению наблюдательного совета решение указанных вопросов делегировано исполнительному органу общества.

Подводя итоги, в части формирования структуры юридического лица, его разделения на структурные и обособленные подразделения следует обращаться в первую очередь к учредительным документам юридического лица, положений о подразделениях, утвержденных органами управления юридического лица согласно их компетенции.

Частью пятой статьи 65 ХК установлено, что руководитель предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, других организациях, в отношениях с юридическими лицами и гражданами, формирует администрацию предприятия и решает вопросы деятельности предприятия в пределах и порядке, определенных учредительными документами.
Анализ ГК свидетельствует об отсутствии корреспондирующей нормы в главе 7 «Общие положения о юридическом лице».

Вместе с тем следует обратиться к общим принципам ЦК в главе 17 «Представительство».

В соответствии с частью третьей статьи 237 ГК представительство возникает на основании договора, закона, акта органа юридического лица и по другим основаниям, установленным актами гражданского законодательства.

Также согласно статье 244 ГК представительство по доверенности может основываться на акте органа юридического лица. Доверенностью является письменный документ, выдаваемый одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

В свою очередь, согласно положениям статьи 88 ГК, основным учредительным документом общества является устав, в котором указываются наименования юридического лица, органы управления обществом, их компетенция, порядок принятия ими решений, порядок вступления в общество и выхода из него. Учредительный документ может содержать другие положения.

Учитывая приведенное, положение о представлении юридического лица его руководителем без доверенности может быть определено в учредительном документе юридического лица.

Кроме того, пригодятся также положения специальных законодательных актов, регулирующих отношения создания и деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм.

Так, в соответствии с частью шестой статьи 82 Закона Украины «Об акционерных обществах» предусмотрено, что председатель коллегиального исполнительного органа имеет право без доверенности действовать от имени общества в соответствии с решениями коллегиального исполнительного органа, в частности представлять интересы общества, совершать сделки от имени общества, выдавать приказы и предоставлять распоряжения.

Другой член коллегиального исполнительного органа также может быть наделен такими полномочиями, если это предусмотрено уставом акционерного общества.

Устав акционерного общества может предусматривать возможность каждого или отдельных членов коллегиального исполнительного органа действовать от имени общества без доверенности или возможность всех или отдельных членов исполнительного органа совершать действия от имени общества без доверенности исключительно вместе.

Согласно части десятой статьи 39 Закона Украины "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества или председатель коллегиального исполнительного органа общества может действовать от имени общества без доверенности. Устав общества может предусматривать возможность каждого или отдельных членов коллегиального исполнительного органа действовать от имени общества без доверенности или возможность всех или отдельных членов исполнительного органа совершать действия от имени общества без доверенности исключительно вместе.

Следует констатировать, что даже вышеприведенные статьи законов Украины «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» оговаривают, в первую очередь, учредительный документ (устав) общества как акт, в котором должно быть закреплено право руководителя или другого члена исполнительного органа общества действовать от имени общества без доверенности.

Кроме того, в этом случае могут пригодиться сведения Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований о руководителе юридического лица и о других лицах, которые могут совершать действия от имени юридического лица, в том числе подписывать договоры, подавать документы для государственной регистрации и т.д.

пункт 12 части второй статьи 9 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований»).

При этом частью первой статьи 10 настоящего Закона предусмотрено, что если документы и сведения, подлежащие внесению в Единый государственный реестр, внесенные в него, такие документы и сведения считаются достоверными и могут быть использованы в споре с третьим лицом.

Статьей 581 ХК предусмотрено, что предприятие имеет право использовать в своей деятельности печати. Использование предприятием печати не является обязательным. Наличие или отсутствие отпечатка печати предприятия на документе не создает юридических последствий.
Анализ ГК свидетельствует об отсутствии корреспондирующей нормы в главе 7 «Общие положения о юридическом лице».

Однако следует обратить внимание, что статья 581 появилась в ГК в связи с изменениями, внесенными Законом Украины от 15 апреля 2014 г. № 1206-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об упрощении порядка открытия бизнеса», который содержал ряд норм, направленных на упрощение ведения бизнеса.

Принятие этой нормы стало толчком к изменениям в целом в законодательство Украины о введении в нем принципа необязательности применения печати юридического лица.

Так, анализ законодательства свидетельствует, что нормы, предусматривавшие проставление печати юридического лица на определенном документе, были изъяты или дополнены словами «при наличии».

Такие изменения, например, были внесены в ряд законодательных актов Законом Украины 23 марта 2017 года № 1982-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования печатей юридическими лицами и физическими лицами – предпринимателями».

Кроме того, следует обратить внимание, что норма статьи 581 ГК является диспозитивной и позволяет юридическому лицу по своему усмотрению определяться по применению им печати.

В свою очередь, согласно положениям статьи 88 ГК, основным учредительным документом общества является устав, в котором указываются наименования юридического лица, органы управления обществом, их компетенция, порядок принятия ими решений, порядок вступления в общество и выхода из него. Учредительный документ может содержать и другие положения.

Таким образом, при решении вопроса о применении печати юридического лица следует обращаться к положениям его учредительных документов.

В случае нарушения стороной обязательств, ГК предусматривает применение к нарушителю оперативно-хозяйственных санкций, которые в соответствии с частью первой статьи 235 ХК являются мерами оперативного воздействия на правонарушителя с целью пресечения или предупреждения повторения нарушений обязательства, используемых самими сторонами обязательства в одностороннем порядке.

В свою очередь ГК приводит список видов оперативно-хозяйственных санкций. Также ГК отмечает, что перечень оперативно-хозяйственных санкций, установленный в части первой настоящей статьи, не является исчерпывающим. Стороны могут предусмотреть в договоре и другие оперативно-хозяйственные санкции. К нарушителю могут быть применены только оперативно-хозяйственные санкции, применение которых предусмотрено договором. Порядок внедрения конкретных оперативно-хозяйственных санкций определяется контрактом (статьи 236 и 237 ГК).

Учитывая, что в соответствии с положениями хозяйственного законодательства основным документом, определяющим виды и порядок применения оперативно-хозяйственных санкций, есть именно договор, субъекты хозяйствования могут предусмотреть применение оперативно-хозяйственных санкций, руководствуясь положениями гражданского законодательства на общих началах.

Отмечаем, что согласно части первой статьи 611 ГК в случае нарушения обязательства наступают правовые последствия, установленные договором или законом.

В соответствии с частью первой статьи 627 ГК стороны свободны в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора с учетом требований настоящего Кодекса, других актов гражданского законодательства, обычаев делового оборота, требований разумности и справедливости.

Содержание договора составляют условия (пункты), определенные по усмотрению сторон и согласованные ими, и условия, обязательные в соответствии с актами гражданского законодательства (часть первая статьи 628 ГК).

К примеру, статьей 615 ГК предусмотрено, что в случае нарушения обязательства одной стороной, вторая сторона имеет право частично или в полном объеме отказаться от обязательства, если это установлено договором или законом.

Односторонний отказ от обязательства не освобождает виновную сторону от ответственности за нарушение обязательства.

В результате одностороннего отказа от обязательства, частично или в полном объеме соответственно, изменяются условия обязательства или оно прекращается.

Также следует отметить, что в соответствии со статьей 546 ГК исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, поручительством, гарантией, залогом, удержанием, залогом, правом доверительной собственности.

Договором или законом могут быть установлены другие виды обеспечения исполнения обязательства.

Выполнение обязательства (основного обязательства) обеспечивается, если это установлено договором или законом (статья 548 ГК).

Учитывая приведенное, можно сделать вывод, что руководствуясь приведенными нормами ГК, стороны могут договориться о порядке одностороннего отказа от обязательства, установления отдельных видов обеспечения исполнения обязательства, корреспондирующегося с видами оперативно-хозяйственных санкций, предусмотренных пунктами 1-3 части первой статьи 236 ГК, а отказ от установления на будущее (пункт 4 части первой 236 ГК), и так лежит в плоскости реализации принципа свободы договора, в частности, в части свободного выбора стороной своего контрагента.

Подытоживая результаты проведенного анализа, считаем, что общественные отношения, охватывающие предмет регулирования ГК, не останутся вне правового поля, а его отмена не будет оказывать существенного влияния на деятельность субъектов хозяйствования как в период реформы, так и после ее завершения.

Министерство юстиции Украины

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.09.2025
Письмо ГКСУ: о применении КЭКР 2200 и 3100
ДЕРЖАВНА КАЗНАЧЕЙСЬКА СЛУЖБА УКРАЇНИ   ЛИСТ від 03.09.2025 р. № 15-12-12/19271   Державна казначейська служба України розглянула [...] запит [...] щодо застосування коду економічної класифікації видатків та в межах компетенції повідомляє.   Відповідно до частини другої статті 5...
11.09.2025
Письмо ПФУ: об исчислении средней заработной платы для расчета страховых выплат
ПЕНСІЙНИЙ ФОНД УКРАЇНИ ЛИСТ від 22.08.2025 р. № 2800-030401-8/55839 Розглянувши [...] звернення на вебпортал Пенсійного фонду України щодо обчислення середньої заробітної плати для розрахунку страхових виплат, Пенсійний фонд України повідомляє. Постановою Кабінету Міністрів України від 14.07.202...
10.10.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (06.10.2025 - 10.10.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор Трудоустройство лиц с инвалидностью: изменения для работодателей с 2026 года Информируем об изменениях, введенных Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по обеспечению права лиц с инвалидностью на труд», которые начнут...
Новое
05.12.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (01.12.2025 - 05.12.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   Можно ли оформлять совместителя на полную ставку и нужна ли для этого справка об основном месте работы? Такие вопросы возникли в ходе информационно-разъяснительной работы, которую проводили в торговых заведениях должностные лица управления инспекционной деятельн...
05.12.2025
Условия назначения пособия по беременности и родам
Право на государственную помощь в связи с беременностью и родами (далее – помощь) имеют беременные женщины (в том числе несовершеннолетние), которые не застрахованы в системе общеобязательного государственного социального страхования, а именно:  женщины из числа военнослужащих Вооружен...
05.12.2025
Как правильно установить работнику 0.75 по полной ставке?
«Оформление на 0.75 ставки», на «полуставки» это выражения, используемые должностными лицами кадровых служб, экономистами и бухгалтерами, как правило, означающие установление работнику неполного рабочего времени. В законодательстве существует только одно правовое понятие, чер...