Для повышения правовой осведомленности общества и во избежание возможных вопросов в будущем Минюст этой публикацией сообщает правовую позицию в связи с введением в действие 28 августа 2025 года Закона Украины от 09 января 2025 года № 4196-IX «Об особенностях регулирования деятельности юридических лиц отдельных организаций» (далее – Закон № 4196), в результате чего Хозяйственный кодекс Украины (далее – ГК) утратит силу.
Безусловно, отказ от основополагающего законодательного акта, два десятилетия регламентировавшего сферу хозяйствования в Украине, вызывает у бизнес-сообщества много вопросов и в целом беспокойство относительно сохранения полноты правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений. Новое всегда настораживает, а иногда пугает.
В то же время, с введением в действие Закона начинается трехлетний переходный период как своеобразный «мягкий старт» реформы.
Поэтому Минюст видит необходимым максимально понятно разъяснить содержание реформы.
Следует отметить, что в течение первых шести месяцев переходного периода субъекты управления объектами государственной собственности должны принять решение о превращении государственных предприятий в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.
В случае если такое решение не будет принято в установленный срок, Правительство принимает решение о передаче единого имущественного комплекса соответствующего государственного предприятия в сферу управления Фонда государственного имущества Украины.
Фонд государственного имущества в течение года со дня оформления передачи принимает решение о прекращении предприятия или приватизации его единого имущественного комплекса.
Кроме того, Закон предусматривает реформирование институтов права хозяйственного ведения и права оперативного управления, которые до принятия составляли основу правового режима имущества субъектов хозяйствования государственного сектора экономики.
После завершения реформ правовой режим имущества таких субъектов составит право собственности или узуфрукт государственного имущества (личное безвозмездное владение и пользование).
Также следует отметить, что реформа коснется и предприятий коммунальной и частной форм собственности, организационно-правовые формы которых должны претерпеть изменения.
Со дня введения в действие Закона запрещается создание юридических лиц в организационно-правовых формах государственного предприятия (государственного коммерческого предприятия, государственного некоммерческого предприятия, казенного предприятия), коммунального предприятия (коммунального коммерческого предприятия, коммунального некоммерческого предприятия), совместного коммунального предприятия, частного предприятия, иностранного предприятия потребительской кооперации.
Через три года со дня введения в действие Закона запрещается внесение изменений в сведения о государственных предприятиях (государственных коммерческих предприятиях, казенных предприятиях), коммунальных предприятиях, совместных коммунальных предприятиях, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, кроме:
Замечаем, что значительная часть положений ГК либо дублирует нормы специальных законов, либо устаревших и утративших свою ценность.
Учитывая, что соответствующие сферы правового регулирования общественных отношений скомпонованы в ГК у главы, считаем необходимым отметить краткий обзор по каждой главе в свете приведенной реформы:
В части государственного регулирования государственного заказа (статья 13) следует иметь в виду, что Закон Украины «О государственном заказе для удовлетворения приоритетных государственных нужд» утратил силу в связи с принятием Закона Украины от 10 апреля 2014 года № 1197-VII «О государственных закупках», который в свою очередь утратил силу в связи с 2 922-VIII "О публичных закупках".
При этом частью восьмой статьи 3 Закона Украины «О публичных закупках» предусмотрено, что особенности осуществления процедур закупки, определенных настоящим Законом, устанавливаются отдельными законами для таких товаров, работ и услуг, в частности относительно услуг по подготовке специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышению квалификации и переподготовке государственным заказам.
Закон № 4196 в целом предусматривает реформирование организационно-правовых форм юридических лиц и, в частности, изъятие из правового поля украинского законодательства такой организационно-правовой формы как «предприятие», в связи с чем нормы указанных глав, посвященные регулированию этих организационно-правовых форм юридических лиц, не будут иметь отдельного предмета регулирования, а следовательно, утратят актуальность.
Вместе с тем, на переходный период, предусмотренный Законом № 4196 для реформирования организационно-правовых форм юридических лиц (три года), текущая хозяйственная деятельность предприятий может быть продолжена и будет основываться на нормах настоящего Закона.
Следует учитывать, что Законом № 4196 установлен запрет относительно государственной регистрации новых юридических лиц в организационно-правовых формах, определенных в статье 1 Закона, внесение изменений в любые сведения о действующих государственных предприятиях (государственных коммерческих предприятиях, казенных предприятиях), коммунальных предприятиях, совместных коммунальных предприятиях, содержащихся в Едином государственном лице формирований, кроме изменений в сведения, предусмотренные частью второй статьи 13 Закона № 4196 .
В этой связи Законом № 4196 для создания правовых условий деятельности предприятий в переходный период частично продублировал в себе нормы вышеприведенных глав, а также предусмотрел включение норм этих глав ГК в законы Украины «Об управлении объектами государственной собственности» (относительно государственных предприятий), «О местном самоуправлении в Украине» (относительно коммунальных предприятий).
Таким образом, до приведения деятельности предприятий в соответствие с требованиями Закона № 4196 предприятия общими положениями ГК о деятельности юридических лиц, нормами Закона № 4196-IX, законов Украины «Об управлении объектами государственной собственности», «О местном самоуправлении в Украине»;
В то время как в части регулирования отношений по образованию и деятельности обществ, основанных частными субъектами, следует обращаться к специальным законам, например Закон Украины «Об акционерных обществах» и Закон Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»;
Так, понятие ущерба приведено в статье 22 ГК. В свою очередь статьей 623 ГК урегулированы общие основы возмещения ущерба, причиненного нарушением обязательства, определение размера ущерба. Кроме того, в части выполнения обязательства по возмещению ущерба солидарными должниками следует обратиться к статьям 541-544 ГК, а по применению должником регрессивных требований – к статье 544 ГК. Урегулированию ответственности за нарушение денежного обязательства посвящена статья 625 ГК;
Так, понятия неустойки (штрафа, пени) и порядок её внедрения в отношениях урегулированы статьями 549-552 ГК. В свою очередь, соотношение ущерба и неустойки при нарушении обязательства оговорены в статье 624 ГК.
Учитывая, что в соответствии с положениями статей 236-237 ГК основным документом, который должен определять виды и порядок применения оперативно-хозяйственных санкций, является именно договор, юридические лица могут предусмотреть применение соответствующих оперативно-хозяйственных санкций в договорах, руководствуясь общими положениями статей 611, 616, 6 обязательств;
В то же время в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 92 Конституции Украины исключительно законами Украины устанавливаются, в частности, порядок образования и функционирования свободных и других специальных зон, имеющих экономический или миграционный режим, отличный от общего.
Статьей 1 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" предусмотрено, что специальная экономическая зона - это территория, в пределах которой соответствующим законом Украины устанавливается и действует специальный правовой режим хозяйственной деятельности и специальный порядок применения и действия законодательства Украины.
Общие положения образования специальных экономических зон установлены статьями 24 и 25 настоящего Закона.
Также необходимо обратить внимание и на то, что согласно части первой статьи 70 и части первой статьи 130 Таможенного кодекса Украины с целью применения законодательства Украины по таможенному делу вводится такой таможенный режим, как свободная таможенная зона.
Следовательно, общие основы создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон урегулированы Конституцией Украины, Таможенным кодексом Украины и Законом Украины "О внешнеэкономической деятельности";
Также следует обратить внимание на положения, теряющие силу вместе с ГК, и не зашедшие своего прямого отражения в других законах, однако их отсутствие в полной мере компенсируется системой других правовых предписаний.
Частями второй – четвертой статьи 64 ГК предусмотрено, что предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание.
Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия определяются положениями о них, утверждаемыми в порядке, определенном уставом предприятия или другими учредительными документами.
Предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения.
В ГК отношениям по созданию обособленных подразделений юридического лица посвящена статья 95 «Филиала и представительства».
Однако анализ ЦК не выявил положений, регулирующих отношения в целом по утверждению структуры юридического лица и, в частности, выделению структурных подразделений в его структуре.
Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 88 ГК основным учредительным документом общества является устав, в котором указываются наименования юридического лица, органы управления обществом, их компетенция, порядок принятия ими решений, порядок вступления в общество и выхода из него. Учредительный документ может содержать другие положения.
В аспекте вышеприведенных норм следует констатировать, что статья 64 ГК также отсылает в учредительный документ по вопросам регулирования деятельности структурных подразделений юридического лица.
Кроме того, пригодятся также положения специальных законодательных актов, регулирующих отношения по созданию и деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм.
Так, статья 71 Закона Украины «Об акционерных обществах» включает в компетенцию наблюдательного совета акционерного общества решение вопросов о создании, реорганизации и/или ликвидации структурных и/или обособленных подразделений общества, кроме случаев, когда по решению наблюдательного совета решение указанных вопросов делегировано исполнительному органу общества.
Подводя итоги, в части формирования структуры юридического лица, его разделения на структурные и обособленные подразделения следует обращаться в первую очередь к учредительным документам юридического лица, положений о подразделениях, утвержденных органами управления юридического лица согласно их компетенции.
Частью пятой статьи 65 ХК установлено, что руководитель предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, других организациях, в отношениях с юридическими лицами и гражданами, формирует администрацию предприятия и решает вопросы деятельности предприятия в пределах и порядке, определенных учредительными документами.
Анализ ГК свидетельствует об отсутствии корреспондирующей нормы в главе 7 «Общие положения о юридическом лице».
Вместе с тем следует обратиться к общим принципам ЦК в главе 17 «Представительство».
В соответствии с частью третьей статьи 237 ГК представительство возникает на основании договора, закона, акта органа юридического лица и по другим основаниям, установленным актами гражданского законодательства.
Также согласно статье 244 ГК представительство по доверенности может основываться на акте органа юридического лица. Доверенностью является письменный документ, выдаваемый одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
В свою очередь, согласно положениям статьи 88 ГК, основным учредительным документом общества является устав, в котором указываются наименования юридического лица, органы управления обществом, их компетенция, порядок принятия ими решений, порядок вступления в общество и выхода из него. Учредительный документ может содержать другие положения.
Учитывая приведенное, положение о представлении юридического лица его руководителем без доверенности может быть определено в учредительном документе юридического лица.
Кроме того, пригодятся также положения специальных законодательных актов, регулирующих отношения создания и деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм.
Так, в соответствии с частью шестой статьи 82 Закона Украины «Об акционерных обществах» предусмотрено, что председатель коллегиального исполнительного органа имеет право без доверенности действовать от имени общества в соответствии с решениями коллегиального исполнительного органа, в частности представлять интересы общества, совершать сделки от имени общества, выдавать приказы и предоставлять распоряжения.
Другой член коллегиального исполнительного органа также может быть наделен такими полномочиями, если это предусмотрено уставом акционерного общества.
Устав акционерного общества может предусматривать возможность каждого или отдельных членов коллегиального исполнительного органа действовать от имени общества без доверенности или возможность всех или отдельных членов исполнительного органа совершать действия от имени общества без доверенности исключительно вместе.
Согласно части десятой статьи 39 Закона Украины "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества или председатель коллегиального исполнительного органа общества может действовать от имени общества без доверенности. Устав общества может предусматривать возможность каждого или отдельных членов коллегиального исполнительного органа действовать от имени общества без доверенности или возможность всех или отдельных членов исполнительного органа совершать действия от имени общества без доверенности исключительно вместе.
Следует констатировать, что даже вышеприведенные статьи законов Украины «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» оговаривают, в первую очередь, учредительный документ (устав) общества как акт, в котором должно быть закреплено право руководителя или другого члена исполнительного органа общества действовать от имени общества без доверенности.
Кроме того, в этом случае могут пригодиться сведения Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований о руководителе юридического лица и о других лицах, которые могут совершать действия от имени юридического лица, в том числе подписывать договоры, подавать документы для государственной регистрации и т.д.
пункт 12 части второй статьи 9 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований»).
При этом частью первой статьи 10 настоящего Закона предусмотрено, что если документы и сведения, подлежащие внесению в Единый государственный реестр, внесенные в него, такие документы и сведения считаются достоверными и могут быть использованы в споре с третьим лицом.
Статьей 581 ХК предусмотрено, что предприятие имеет право использовать в своей деятельности печати. Использование предприятием печати не является обязательным. Наличие или отсутствие отпечатка печати предприятия на документе не создает юридических последствий.
Анализ ГК свидетельствует об отсутствии корреспондирующей нормы в главе 7 «Общие положения о юридическом лице».
Однако следует обратить внимание, что статья 581 появилась в ГК в связи с изменениями, внесенными Законом Украины от 15 апреля 2014 г. № 1206-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об упрощении порядка открытия бизнеса», который содержал ряд норм, направленных на упрощение ведения бизнеса.
Принятие этой нормы стало толчком к изменениям в целом в законодательство Украины о введении в нем принципа необязательности применения печати юридического лица.
Так, анализ законодательства свидетельствует, что нормы, предусматривавшие проставление печати юридического лица на определенном документе, были изъяты или дополнены словами «при наличии».
Такие изменения, например, были внесены в ряд законодательных актов Законом Украины 23 марта 2017 года № 1982-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования печатей юридическими лицами и физическими лицами – предпринимателями».
Кроме того, следует обратить внимание, что норма статьи 581 ГК является диспозитивной и позволяет юридическому лицу по своему усмотрению определяться по применению им печати.
В свою очередь, согласно положениям статьи 88 ГК, основным учредительным документом общества является устав, в котором указываются наименования юридического лица, органы управления обществом, их компетенция, порядок принятия ими решений, порядок вступления в общество и выхода из него. Учредительный документ может содержать и другие положения.
Таким образом, при решении вопроса о применении печати юридического лица следует обращаться к положениям его учредительных документов.
В случае нарушения стороной обязательств, ГК предусматривает применение к нарушителю оперативно-хозяйственных санкций, которые в соответствии с частью первой статьи 235 ХК являются мерами оперативного воздействия на правонарушителя с целью пресечения или предупреждения повторения нарушений обязательства, используемых самими сторонами обязательства в одностороннем порядке.
В свою очередь ГК приводит список видов оперативно-хозяйственных санкций. Также ГК отмечает, что перечень оперативно-хозяйственных санкций, установленный в части первой настоящей статьи, не является исчерпывающим. Стороны могут предусмотреть в договоре и другие оперативно-хозяйственные санкции. К нарушителю могут быть применены только оперативно-хозяйственные санкции, применение которых предусмотрено договором. Порядок внедрения конкретных оперативно-хозяйственных санкций определяется контрактом (статьи 236 и 237 ГК).
Учитывая, что в соответствии с положениями хозяйственного законодательства основным документом, определяющим виды и порядок применения оперативно-хозяйственных санкций, есть именно договор, субъекты хозяйствования могут предусмотреть применение оперативно-хозяйственных санкций, руководствуясь положениями гражданского законодательства на общих началах.
Отмечаем, что согласно части первой статьи 611 ГК в случае нарушения обязательства наступают правовые последствия, установленные договором или законом.
В соответствии с частью первой статьи 627 ГК стороны свободны в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора с учетом требований настоящего Кодекса, других актов гражданского законодательства, обычаев делового оборота, требований разумности и справедливости.
Содержание договора составляют условия (пункты), определенные по усмотрению сторон и согласованные ими, и условия, обязательные в соответствии с актами гражданского законодательства (часть первая статьи 628 ГК).
К примеру, статьей 615 ГК предусмотрено, что в случае нарушения обязательства одной стороной, вторая сторона имеет право частично или в полном объеме отказаться от обязательства, если это установлено договором или законом.
Односторонний отказ от обязательства не освобождает виновную сторону от ответственности за нарушение обязательства.
В результате одностороннего отказа от обязательства, частично или в полном объеме соответственно, изменяются условия обязательства или оно прекращается.
Также следует отметить, что в соответствии со статьей 546 ГК исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, поручительством, гарантией, залогом, удержанием, залогом, правом доверительной собственности.
Договором или законом могут быть установлены другие виды обеспечения исполнения обязательства.
Выполнение обязательства (основного обязательства) обеспечивается, если это установлено договором или законом (статья 548 ГК).
Учитывая приведенное, можно сделать вывод, что руководствуясь приведенными нормами ГК, стороны могут договориться о порядке одностороннего отказа от обязательства, установления отдельных видов обеспечения исполнения обязательства, корреспондирующегося с видами оперативно-хозяйственных санкций, предусмотренных пунктами 1-3 части первой статьи 236 ГК, а отказ от установления на будущее (пункт 4 части первой 236 ГК), и так лежит в плоскости реализации принципа свободы договора, в частности, в части свободного выбора стороной своего контрагента.
Подытоживая результаты проведенного анализа, считаем, что общественные отношения, охватывающие предмет регулирования ГК, не останутся вне правового поля, а его отмена не будет оказывать существенного влияния на деятельность субъектов хозяйствования как в период реформы, так и после ее завершения.
Министерство юстиции Украины