Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Местное самоуправление: как сохранить кадры в условиях войны - анализ законопроекта №10284

11.10.2024 6 0 0

В начале мая 2024 года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №10284, которым планируется за счет средств международной помощи и грантов обеспечить выплату дополнительной надбавки к зарплатам госслужащих и должностных лиц органов местного самоуправления. Эти доплаты будут осуществляться за счет средств, предусмотренных такими проектами, а размер доплат не должен превышать 50% от средней заработной платы работника.

По мнению авторов документа, такие экономические стимулы задержат отток квалифицированных кадров и сохранят их на местах, а также будут способствовать международному сотрудничеству.

 В чем суть проблемы

Законопроект был представлен незадолго до вступления в силу закона о госбюджете 2024 года, что увеличило разницу между показателями минимальной заработной платы и окладом должностных лиц ОМС, которые не пересматривались еще с 2021 года.

Именно на основании закона о Госбюджете-2024 в начале этого года стартовала реформа оплаты труда государственных служащих, которая теперь происходит на основе классификации должностей по грейдовой системе.

Новая система оплаты труда значительно ограничила наибольшие размеры заработной платы для государственных служащих, в особенности местных государственных администраций. Следовательно, госслужащие, вовлеченные в управление международными грантами и программами, получают заработную плату по тем же условиям, которые установлены новой реформой для всех категорий госслужащих. До реализации реформы заработная плата была более гибкой, в структуре которой стимулирующие надбавки могли даже превышать гарантированные выплаты.

Оплата труда должностных лиц ОМС из года в год не изменялась, поскольку с 2021 года по апрель 2024 года должностные оклады не пересматривались. Как следствие, минимальный должностной оклад был значительно ниже минимальной заработной платы. Поэтому премии и стимулирующие надбавки компенсировали низкие оклады в ОМС.

Эту диспропорцию пытался устранить Кабинет Министров в апреле этого года, когда постановлением повысило размер должностных окладов чиновников ОМС.

Несмотря на принятые законодательные решения, уровень оплаты труда государственных служащих, осуществляющих управление международными программами, больше конкурентен в центральных органах, чем областного и районного уровней.

Кроме того, за время полномасштабного вторжения на фоне недостаточного уровня оплаты труда государственные органы и ОМС сталкиваются с оттоком кадров и перегрузкой работников, вынужденных выполнять дополнительные функции.

Инициаторы законопроекта отмечают, что необходимость изменений вызвана недостаточным уровнем оплаты труда государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления.

На ситуацию также влияют и другие факторы, как дефицит кадров, уменьшение рабочей силы, в том числе из-за миграции населения как внутри страны, так и за рубеж, мобилизацию, дефицит бюджетных средств, рост безработицы, инфляция и т.д.

Ситуация становится более сложной в связи с процессом сокращения вакантных должностей. При этом следует признать, что сокращение должностей на публичной службе в условиях дефицита государственного бюджета является одной из мер экономии финансового ресурса.

Общества все чаще сталкиваются с риском потери финансовой способности выполнять свои полномочия за счет собственных доходов. В таких условиях привлечение средств международной помощи и грантов является перспективным инструментом развития общин и восстановления объектов инфраструктуры.

Поэтому публичная служба требует сохранения и привлечения квалифицированных работников по проектному менеджменту, обладающих навыками разработки и реализации совместных инициатив, мероприятий, проектов, программ и стратегий в разных сферах.

Также антикоррупционное законодательство запрещает лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, совмещать собственную работу с другой оплачиваемой деятельностью, кроме случаев, предусмотренных законом. Соответственно, это также подтверждает необходимость подготовки законопроекта.

 Что не так с законопроектом

К недостаткам законопроекта, на которые обращают внимание стейкхолдеры, можно отнести то, что:

  • терминология положений законопроекта не согласуется с правовыми нормами Бюджетного кодекса Украины;
  • положения документа о формировании фонда оплаты труда должностных лиц ОМС требуют разграничения средств местного бюджета и средств, поступающих в местный бюджет в рамках программ помощи или грантов;
  • законопроект не определяет дальнейший механизм формирования фондов оплаты труда и использование таких средств для выплат работникам государственных органов и ОМС;
  • редакционная неточность положений законопроекта может привести к неверному их толкованию в процессе реализации;
  • сомнения также вызывает срок вступления закона в силу его принятия "со дня, следующего за днем ​​его опубликования" из-за необходимости приведения нормативно-правовых актов в соответствие с этим законом и принятия новых в течение трех месяцев со дня вступления в силу.

Кроме того, законопроект не согласуется с рядом других уже имеющихся документов. Самое важное из этого – этот Законопроект идет в разрез с новой реформой оплаты труда госслужащих, которую предусматривает другой законопроект №8222, а именно в моменте внедрения единых подходов в оплате труда государственных служащих на основе классификации должностей.

 Последствия потенциального принятия закона

Законопроект №10284 направлен на решение важной проблемы, активно не являющейся предметом общественных дискуссий. Принятие этого законопроекта будет иметь последствия, как негативные, так и положительные. Среди основных со «знаком плюс»:

  • сохранность кадрового ресурса в государственных органах и органах местного самоуправления;
  • рост уровня международного сотрудничества, укрепление партнерских международных связей, привлечение средств международной помощи (грантов);
  • диверсификация источников формирования фонда оплаты труда, увеличение налоговых поступлений в бюджеты и другие обязательные взносы;
  • повышение уровня внедрения проектного менеджмента органами государственной и местного самоуправления.

К последствиям, которые несут в себе риски, следует отнести:

  • переход должностных лиц, работающих с программами (проектами) помощи, из одних органов, в которых не предусмотрены такие выплаты, в другие органы, гарантирующие такие выплаты в рамках выполнения программ;
  • разбалансирование системы оплаты труда госслужащих и должностных лиц ОМС, ведь, с одной стороны, единые условия оплаты труда фактически будут нивелироваться, а с другой – дополнительная выплата может по своей сути дублировать уже существующую похожую надбавку за высокие достижения в работе для должностных лиц ОМС;
  • существенные диспропорции в размерах заработной платы, ведь не каждая программа в своем бюджете предусматривает расходы на вознаграждение исполнителям. С другой стороны, такие средства целевы, поэтому их нельзя направить на выплату другим лицам. Следствием этого может стать существенный разрыв в размерах заработной платы.

Важно также, что предложенный документ не учитывает права работников органов исполнительной власти, имеющих специальные звания (полицейские, военнослужащие и т.п.) и выполняющие полномочия по управлению программами (проектами).

 Вывод

В целом, законопроект №10284 является важным шагом в содействии развитию общин, стимулом для привлечения международной помощи и усиления международного сотрудничества, что является отдельным важным пунктом на фоне евроинтеграции Украины.

К тому же, в условиях полномасштабного российского вторжения привлечение международных средств в бюджеты местного уровня помогает находить финансирование для общин в регионах на фоне жесткой экономии государством бюджета в военное время, а также сохранить управленческие кадры в регионах в противовес тенденции к оттоку служащих и должностных лиц ОМС.

Но имеющийся в настоящее время документ требует доработки и более детального обоснования предлагаемых им изменений. Их принятие требует обсуждения с международными партнерами целей направления помощи в связи с коррупционными рисками в вышеупомянутом процессе интеграции в ЕС.

Также следует обратить внимание, что принятие законопроекта не исправит все проблемы функционирования ОМС: от отсутствия подразделений и специалистов по проектному менеджменту до нехватки навыков. То есть весь процесс изменений должен включать в себя комплексные меры по оптимизации административного ресурса, а также учет имеющихся рисков, которые могут возникнуть в процессе внедрения изменений.

https://decentralization.ua

Комментарии к материалу